Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ современных учебников по русскому языку

Современные учебники по русскому языку для средней школы

В настоящее время в российском образовании действует принцип свободы и вариативности в выборе средств обучения, учебно-методических комплексов и программ. Каждая школа, руководствуясь образовательными потребностями и запросами своих учеников и их родителей, осуществляет выбор учебно-методических пособий по русскому языку.

Наиболее востребованными для российских школ являются учебники, созданные ещё в 1990-е годы и впоследствии многократно переиздававшиеся. Рассмотрим последовательно каждый из них.

Учебно-методический комплекс, автором которого является коллектив методистов под руководством Т.А. Ладыженской, – один из старейших. Содержание его основано на программе, разработанной ещё в 1968 году и неоднократно усовершенствовавшейся. В основу усвоения материал положен дедуктивный путь: все темы изучаются путем знакомства с теоретическим материалом (наиболее общими положениями) и его применением на практике (частные вопросы использования теории). В учебнике для каждого года обучения предусмотрен раздел, направленный на повторение и систематизацию тех сведений, которые были получены на предыдущем этапе. Также каждый тематический раздел учебника завершается повторительно-обобщающими параграфами, позволяющими систематизировать накопленные сведения. В основу организации содержания положен системный принцип: обучение строится как знакомство с основными уровнями языковой системы. Сведения, касающиеся речевой культуры и правописания, изучаются на основе грамматических тем. Специальный раздел по развитию речи отсутствует, так как речевые темы рассредоточены по всему курсу. Ученикам предлагаются различные типы заданий речевого характера: анализ текста, составление собственных речевых произведений указанного стиля (например, автобиографии, заявления, расписки или доклада, устного публичного выступления), подготовка к написанию изложений разных типов (подробных, сжатых, выборочных) и сочинений (на основе личных впечатлений, по репродукциям картин и рисункам).

Следующий учебный комплекс создан В.В. Бабайцевой. Его специфика заключается в наличии трёх частей, посвященных соответственно теории, практике и речевому развитию. Такое деление, с одной стороны, удобно, так как в систематическом виде содержит свод изучаемых в школе орфографических правил, теоретических сведений, позволяющих в любой момент актуализировать содержание правила или качественно подготовиться к проверочным работам, экзаменам. С другой стороны, языковая практика «оторвана» от теории, а одновременное использование трех учебников создаёт определённые проблемы организационного характера. Третья часть посвящена развитию речи учеников и включает комплексные задания, которые направлены на развитие всех видов речевой деятельности и её форм, а также углублению знаний о тексте, речевом этикете.

Учебник, автором которого является М.М. Разумовская, имеет речевую направленность. Главный принцип изложения материала – функциональный. Перед авторами стоят задачи научить учеников применять языковые знания на практике для создания речевых произведений. Это диктует текстоцентричный подход к изучению грамматических и орфографических тем: каждое языковое явление изучается не изолированно, а в контексте. Особое внимание уделяется развитию речи через собственно языковые темы. Программа предусматривает контрольные изложения и сочинения как наиболее эффективные формы проверки развития связной речи учеников. Акцент делается на изучении и анализе текста, стилистики, выразительных возможностей частей речи. В 9 классе при изучении синтаксиса сложного предложения акцентируются вопросы их использования в речи, уделяется внимание стилистической окраске синтаксических средств и способам редактирования высказываний за счёт обогащения их грамматического строя и развитие навыков подбора синтаксических синонимов.

«Анализ современных учебников по русскому языку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Анализ современных учебников по русскому языку для старшей школы

В старшей школе перед учителем стоит двоякая задача:

  1. Систематизировать и углубить сведения, полученные в средней школе.
  2. Помочь ученикам подготовиться к итоговой аттестации.

Используемые учебники помогают решить данные задачи, расширяя те знания, которые были получены в период обучения в 5-9 классах. Поскольку во многих школах действуют профильные классы, то для них предусмотрены учебники двух видов – базовый уровень, содержащий минимум сведений, соответствующих стандарту, а также профильный уровень, который предназначен для тех, кто изучает русский язык углублённо.

Учебник по русскому языку для 10-11 классов, авторами которого являются Л.М. Рыбченкова, А.Г. Нарушевич и другие методисты, отличается тем, что ориентирован на овладение сразу тремя видами компетенций, которые предстают как взаимосвязанные: языковой, коммуникативной и информационной. Соответственно основная направленность курса – речевая и метапредметная. Фундаментом языкового образования становится практическое овладение речевой культурой, что проявляется в умении использовать весь арсенал языковых средств с учетом условий ситуации общения.

Учебный комплекс под редакцией Н.Г. Гольцовой направлен на повторение и обобщение уже имеющихся сведений, а также отработку орфографических тем. С помощью данного учебника удобно реализовывать предусмотренную системно-деятельностным подходом групповую работу дифференцированного характера. Это позволяет включить в учебную деятельность каждого ученика независимо от уровня его подготовки. Упражнения выстроены таким образом, что позволяют последовательно формировать необходимые умения, приучать к самостоятельной работе.

Учебник под редакцией В.В. Бабайцевой включает теоретический и практический разделы. Особое внимание уделяется развитию речи, формированию навыков комплексного анализа текста, а также обучению способам оформления и выражения мысли. Наличие богатого теоретического материала позволяет эффективно организовать самостоятельную работу учеников по повторению изученных сведений и их отработке на практике.

Дата последнего обновления статьи: 03.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot