Актуальные проблемы взаимосвязи языка и сознания
Проблема взаимосвязи языка и реальности, а также языка и психики человека является одной из ведущих не только для языкознания, но и для других дисциплин: философии, психологии, логики, кибернетики.
Сложность этой проблемы вытекает из объективной противоречивости таких феноменов, как язык и сознание. Поскольку оба явления имеют антропологическое измерение, в них переплетаются биологическое (психофизиологическое) и социальное начала, обусловливая их двойственную природу. Это проявляется в соотношении языка и мышления, языка и сознания как двух аспектов, формирующих личность. С одной стороны, язык является продуктом развития физиологии высшей нервной деятельности, с другой — он имеет социальные корни и не формируется вне общества.
Другой аспект проблемы связи языка и сознания заключается в поиске ответа на вопрос относительно первичности или ведущей роли одного из этих феноменов. Ответ на этот вопрос имеет и практическое значение для определения универсальных категорий мышления и обоснования специфических приемов осмысления действительности, которые обусловлены особенностями языка. Здесь существует несколько точек зрения, которые по-разному объясняют существующую связь. Большинство современных исследователей сходятся в одном: хотя между языком и сознанием существует тесная связь, они не являются тождественными, идентичными. То есть деятельность сознания осуществляется в том числе и через языковые формы, но не исчерпывается ими. В то же время язык формируется на базе сознания как условия, необходимого для слаженного функционирования все высших психических функций. Эта связь подтверждается и конкретными примерами, когда патологии психофизиологической организации влекли за собой утрату или грубые нарушения речи (например, при черепно-мозговых травмах).
Рассматривая связь сознания и языка с философской точки зрения, исследователи ищут ответ на вопрос, касающийся возникновения понятий. С одной стороны, представляется очевидным, что они тождественны. С другой стороны, исследователи отмечают, что понятия не могут формироваться вне слова. То есть слово выступает первичным элементом, отражающим представления человека о предмете или явлении в языке. В дальнейшем в процессе мыслительной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и других операций) формируется содержание понятия, не идентичного слову, но «вырастающего» из него.
Этим, в частности, определяется и двуединая сущность языка как инструмента познания и общения. Слово не только служит для выражения мысли, но и формой мысли, поэтому высшие формы мышления — словесно-логические — имеют языковую природу.
Вопросы взаимосвязи языка, сознания и современных технологий
Современные технологи по-новому освещают проблему взаимодействия языка и сознания. Тенденцией последних десятилетий стало появление виртуальной коммуникации, которая в некоторых случаях доминирует над обыденной. Очевидно, что базовые функции язык сохраняет и в данной ситуации общения, однако существуют предположения, что изменения, связанные с внедрением новых технологий и форм взаимодействия индивидов, меняют сущность языка и способы мышления. Так, психологи отмечают рост фактов, свидетельствующих о развитии «мозаичного сознания», в котором утрачивается представление об изначальной цельности, целостности, взаимосвязи объектов картине мира индивида. «Клиповое мышление» сказывается и на состоянии языка и речи. Так, наблюдается тенденция к изменению способа чтения и восприятия печатной информации в сторону «поверхностного», просмотрового чтения. Подросткам и молодежи все сложнее дается установление причинно-следственных связей в тексте, анализ его временной, пространственной, сюжетной структуры, которые требуют целостного восприятия.
При этом следует отметить, что влияние Интернета и современных технологий на развитие языка и сознания не всегда отрицательное. Существуют факты, подтверждающие, что инновации в технической сфере заставляют язык развиваться быстрее, формировать новые жанровые формы, осваивать иные способы передачи информации, кроме вербальных (например, с помощью эмотиконов, креолизованных текстов). Прорыв в технологической сфере позволил сделать значимые открытия в области программно-аппаратного обеспечения работы с большими массивами языковых данных, создать высококачественные сервисы автоматизированного перевода, разработать поисковые языки и алгоритмы, отличающие высокой степенью эффективности.
Развитие технологий неоднозначно сказывается на состоянии языка и сознания современного человека. В связи с многоплановостью воздействия Интернета и гаджетов на повседневную жизнь человека, невозможно оценить это воздействие как однозначно негативное или позитивное. Очевидно, что новые технологии, воздействуя на привычные способы познания и общения, меняют сознание человека, однако его психика, как и язык, являются открытыми системами, обладающими пластичностью и высокой адаптивностью к изменениям. Поэтому актуальной проблемой взаимосвязи языка, сознания и современных технологий является описание механизмов их взаимодействия и влияния на становление личности.