Аксиологические основы преподавания русского языка в современных условиях
Гуманизация образования и личностно-ориентированный его характер вызвали к жизни проблему ценностного подхода к обучению, в том числе и к обучению русскому языку. В соответствии с Концепцией преподавания русского языка в школе одной из приоритетных задач образования становится задача, связанная с формированием ценностного отношение к языку и собственной речевой деятельности как залогу высокой языковой культуры личности. Реализация этих целей невозможна без учета ценностно-ориентированного подхода обучению русскому языку, что предполагает ориентацию на аксиологические принципы преподавания.
Аксиологические основы преподавания русского языка представляют собой базовые принципы организации учебного процесса, основанные на формировании у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к русскому языку и собственной речи.
Аксиологические основы преподавания русского языка включают:
- Подход к языковому знанию как к ценности, которую надлежит усвоить для успешной коммуникации.
- Коммуникативный аспект преподавания, связь теоретического обучения с реальной речевой деятельностью учащихся.
- Учет норм и принципов русской речевой культуры.
- Развитие в преподавании качеств личности, отвечающих за критическое мышление, эмоционально-волевые и духовно-нравственные ценности.
- Формирование предпосылок для раскрытия творческого потенциала личности, ее интеллектуального и духовного роста.
Реализации принципов аксиологического обучения русскому языку способствует применение следующих образовательных технологий:
- технологии проблемного обучения,
- технологий развития критического мышления,
- технологий практико-ориентированного обучения,
- коммуникативных технологий и техники общения,
- информационно-коммуникативных технологий,
- игровых технологий,
- технологий развития творческой деятельности.
Практические аспекты реализации аксиологического подхода в обучении русскому языку
Созданию ценностного представления о лингвистических знаниях, а также выработке их осознанного использования в речевой деятельности способствуют следующие методические приемы:
- Составление кластеров понятий, ментальных карт, понятийных схем, способствующих рациональной организации и запоминанию материала.
- Использование приемов формирования критического мышления (техника «Фишбоун», «Кубик Блума», «Корзина идей», разноуровневые вопросы).
- Рационализация процесса запоминания терминов и теоретической информации (использование инфографики, схем, опорных конспектов).
- Внедрение техник проблемного обучения (решение проблемных ситуаций на уроке, прием «Лови ошибку»).
- Проектные методы (метод мини-проектов на уроке, метод групповых и индивидуальных проектов).
Развитию норм речевой культуры, а также навыков коммуникации с учетом традиционных ценностей общения способствуют упражнения, стимулирующие речевые навыки:
- «Мозговой штурм», в процессе которого происходит обмен мнениями.
- Учебная дискуссия как специальным образом организованный диалог по проблемной теме с развитой аргументацией.
- Диспут или дебаты (учебная полемика).
- Риторические турниры и конкурсы ораторского мастерства, стимулирующие развивать и демонстрировать высокие навыки техники речи.
Развитию творческого потенциала личности при обучении русскому языку способствуют различные приемы формирования речетворчества на уроках:
- Игровые приемы обучения, включающие разнообразные дидактические игры со словами, сюжетно-ролевые, командные игры.
- Оригинальное речетворчество (сторителлинг).
- Создание творческих проектов, посвященных русской этимологии, истории языка, грамматике, орфографии, культуре речи.
- Поведение конкурсов на лучшую иллюстрацию к языковому материалу, лучшее стихотворение (рассказ, сказку) на лингвистическую тему.
- Использование нетрадиционных форм проведения занятий, активизирующих воображение учащихся: уроков-путешествий, уроков-экспериментов, уроков-открытий, уроков-концертов и проч.
Эмоционально-ценностное развитие личности на уроках русского языка обеспечивается за счет создания особой атмосферы сотрудничества на уроках, ситуации интеллектуального поиска и открытия, опоры на свободный диалог и совместный поиск решения учебных задач. Это способствует развитию навыков работы в группе, обмена результатами учебной деятельности, навыков презентации итогов своего решения учебной задачи.
Развитие аксиологических основ преподавания русского языка требует от учителя постоянной опоры на личность ученика, оценку его познавательных потребностей и возможностей, изучение и внедрение в практику обучения передового методического опыта. Только в этом случае можно сформировать ценностное отношение к родному языку и процессу его изучения в школе.