Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Аксиологические основы преподавания русского языка в современных условиях

Аксиологические основы преподавания русского языка в современных условиях

Гуманизация образования и личностно-ориентированный его характер вызвали к жизни проблему ценностного подхода к обучению, в том числе и к обучению русскому языку. В соответствии с Концепцией преподавания русского языка в школе одной из приоритетных задач образования становится задача, связанная с формированием ценностного отношение к языку и собственной речевой деятельности как залогу высокой языковой культуры личности. Реализация этих целей невозможна без учета ценностно-ориентированного подхода обучению русскому языку, что предполагает ориентацию на аксиологические принципы преподавания.

Определение 1

Аксиологические основы преподавания русского языка представляют собой базовые принципы организации учебного процесса, основанные на формировании у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к русскому языку и собственной речи.

Аксиологические основы преподавания русского языка включают:

  1. Подход к языковому знанию как к ценности, которую надлежит усвоить для успешной коммуникации.
  2. Коммуникативный аспект преподавания, связь теоретического обучения с реальной речевой деятельностью учащихся.
  3. Учет норм и принципов русской речевой культуры.
  4. Развитие в преподавании качеств личности, отвечающих за критическое мышление, эмоционально-волевые и духовно-нравственные ценности.
  5. Формирование предпосылок для раскрытия творческого потенциала личности, ее интеллектуального и духовного роста.

Реализации принципов аксиологического обучения русскому языку способствует применение следующих образовательных технологий:

  • технологии проблемного обучения,
  • технологий развития критического мышления,
  • технологий практико-ориентированного обучения,
  • коммуникативных технологий и техники общения,
  • информационно-коммуникативных технологий,
  • игровых технологий,
  • технологий развития творческой деятельности.

Практические аспекты реализации аксиологического подхода в обучении русскому языку

«Аксиологические основы преподавания русского языка в современных условиях» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Созданию ценностного представления о лингвистических знаниях, а также выработке их осознанного использования в речевой деятельности способствуют следующие методические приемы:

  1. Составление кластеров понятий, ментальных карт, понятийных схем, способствующих рациональной организации и запоминанию материала.
  2. Использование приемов формирования критического мышления (техника «Фишбоун», «Кубик Блума», «Корзина идей», разноуровневые вопросы).
  3. Рационализация процесса запоминания терминов и теоретической информации (использование инфографики, схем, опорных конспектов).
  4. Внедрение техник проблемного обучения (решение проблемных ситуаций на уроке, прием «Лови ошибку»).
  5. Проектные методы (метод мини-проектов на уроке, метод групповых и индивидуальных проектов).

Развитию норм речевой культуры, а также навыков коммуникации с учетом традиционных ценностей общения способствуют упражнения, стимулирующие речевые навыки:

  1. «Мозговой штурм», в процессе которого происходит обмен мнениями.
  2. Учебная дискуссия как специальным образом организованный диалог по проблемной теме с развитой аргументацией.
  3. Диспут или дебаты (учебная полемика).
  4. Риторические турниры и конкурсы ораторского мастерства, стимулирующие развивать и демонстрировать высокие навыки техники речи.

Развитию творческого потенциала личности при обучении русскому языку способствуют различные приемы формирования речетворчества на уроках:

  1. Игровые приемы обучения, включающие разнообразные дидактические игры со словами, сюжетно-ролевые, командные игры.
  2. Оригинальное речетворчество (сторителлинг).
  3. Создание творческих проектов, посвященных русской этимологии, истории языка, грамматике, орфографии, культуре речи.
  4. Поведение конкурсов на лучшую иллюстрацию к языковому материалу, лучшее стихотворение (рассказ, сказку) на лингвистическую тему.
  5. Использование нетрадиционных форм проведения занятий, активизирующих воображение учащихся: уроков-путешествий, уроков-экспериментов, уроков-открытий, уроков-концертов и проч.

Эмоционально-ценностное развитие личности на уроках русского языка обеспечивается за счет создания особой атмосферы сотрудничества на уроках, ситуации интеллектуального поиска и открытия, опоры на свободный диалог и совместный поиск решения учебных задач. Это способствует развитию навыков работы в группе, обмена результатами учебной деятельности, навыков презентации итогов своего решения учебной задачи.

Развитие аксиологических основ преподавания русского языка требует от учителя постоянной опоры на личность ученика, оценку его познавательных потребностей и возможностей, изучение и внедрение в практику обучения передового методического опыта. Только в этом случае можно сформировать ценностное отношение к родному языку и процессу его изучения в школе.

Дата последнего обновления статьи: 01.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot