Концептуальные основы функционирования русской православной церкви
Церковно-государственные отношения имеют свою специфику организации. Это объясняется тем, что церковь является исключительным институтом социальной сферы, который имеет свою конкретную направленность деятельности, политическое влияние и духовную ориентацию деятельности.
Церковь – это собрание людей, объединенных общей идеей, общей верой, духовным видением мироустройства.
Церковь является заведением, которое посещают верующие люди для служения Богу, произнесения молитв, выражения благодарности высшим силам.
Несмотря на свою религиозную направленность, церковь выступает важным социальным и политическим институтом. На сегодняшний день, концептуальные основы государственно-церковных взаимоотношений представляют собой целостную систему взглядов на место церкви в государстве, ее роли и принципах организации церковной деятельности.
Концептуальные основы функционирования русской православной церкви включают в себя основные направления реализации государственной политики в области ее демократических принципов обеспечения свободы совести и вероисповедания, терпимости к многообразию религиозных течений и верований страны.
Концептуальные основы функционирования церкви позволяют:
- Определить приоритетные направления государственной политики в области обеспечения свободы совести и вероисповедания.
- Сформировать механизмы реализации государственной политики в области реализации свободы совести и вероисповедания.
- Сформировать систему взаимодействия между государственными структурами и религиозными институтами.
- Создать условия для развития и совершенствования правового, организационного аспектов регулирования религиозной деятельности государства.
- Спроектировать целевые программы построения системы взаимоотношений между государственными структурами и религиозными объединениями в различных направлениях и областях социальной жизнедеятельности.
Концептуальные основы функционирования русской православной церкви, прописываются в концепции государственной вероисповедной политики, которая ориентирована на создание системы работы по реализации правовых, организационных и иных мер обеспечения свободы совести и вероисповедания всех граждан.
Вероисповедная политика определяет направления деятельности государства в следующих областях:
- Создание условий в государстве для удовлетворения религиозных потребностей граждан.
- Регламентирование деятельности религиозных институтов и объединений страны.
- Контроль за соблюдением правил общественной деятельности и социального взаимодействия религиозных объединений.
- Создание системы сотрудничества между государством и религиозными институтами в области решения социально-значимых проблем.
- Создание условий для достижения межрелигиозного бесконфликтного взаимодействия и межконфессионального согласия.
Отношения государства с религиозными институтами
Отношения государства с религиозными институтами –это совокупность форм и методов организации системы взаимодействия между органами государственной власти и религиозными институтами, характеризующиеся исторической обусловленностью и ориентацией на реализацию основных направлений вероисповедной политики страны.
В настоящее время, взаимоотношения между государством и церковью выражаются, как государственно-конфессиональные и государственно-религиозные. Последнее не противоречит наличию в государстве различных религиозных верований и религиозных объединений.
Во взаимоотношениях между государством и религиозными институтами принимают участие органы законодательной и исполнительной власти государства, регионов и ОМС, отраслевые ведомства, органы судебной власти и СМИ, религиозные организации и объединения, их управленческий состав, учреждения, реализующие богослужения и реализацию культовых мероприятий.
Данные отношения возникают по следующим вопросам:
- Вопросы реализации законного права каждого гражданина на свободу вероисповедания.
- Реализация права на ведение религиозной и иной социальной деятельности религиозными институтами.
- Вопросы осуществления принципа конституции об отделении государства от религиозных институтов.
- Вопросы светского характера образования и исключения его религиозной ориентации.
- Вопросы построения системы продуктивного взаимодействия между органами государственной власти и религиозными институтами, ориентированной на решение вопросов реализации вероисповедной политики и иных социально значимых вопросов и программ.
- Координация межконфессионального взаимодействия с целью профилактики и для устранения конфликтных ситуаций.
Приоритетные направления взаимодействия между православной церковью и государством
Система взаимодействия между государством и русской православной церковью выстраивается на основании социальной концепции Русской православной церкви, принятой в 2000 году.
Она включает в себя следующие направления взаимодействия между государственными институтами и различными религиозными организациями:
- Разделение функций государства и церкви. Церковь не является органом государственной власти и не может им стать. Она имеет право на употребление власти только при конкретных обстоятельствах, но при предоставлении данного права государством;
- Совместная деятельность по сохранению и укреплению нравственности в социальной среде;
- Миротворчество на всех уровнях взаимоотношений;
- Оказание сотрудничества по развитию взаимопонимания между людьми, социальными объединениями, общностями, нациями и народностями, странами и континентами;
- Духовное, культурное развитие граждан;
- Формирование системы нравственного и патриотического воспитания;
- Создание социально ориентированного государства. Реализация основных направлений политики и программ социального развития страны;
- Охрана и защита культурного наследия страны;
- Система работы по профилактике развития асоциального и противоправного поведения;
- Решение вопросов организации деятельности Церкви в отношении решения значимых социальных проблем;
- Организация системы взаимодействия церковных и государственных СМИ;
- Поддержка института семьи, детства и материнства;
- Решение вопросов в области здравоохранения;
- Решение вопросов в области искусства и культуры;
- Решение вопросов в области образования;
- Решение важных вопросов социально-экономического характера.