Товарный знак применяют в рекламе, на упаковке и товарах, а также в разных печатных изданиях, при демонстрации экспонатов на ярмарках, выставках и на официальных бланках. При этом физические и юридические лица, которые осуществляли посредническую деятельность, могут использовать свой товарный знак, на основании договора. Рядом с товарным знаком, ее владелец может проставить предупредительную маркировку, которая указывает на то, что данное обозначение является уже зарегистрированным товарным знаком.
Любой товарный знак может быть уступлен владельцем, по договору физическому или юридическому лицу, по отношению части или всех товаров, но только для зарегистрированных лиц. Но уступка товарного знака не допускается, если она будет причиной введения в заблуждение покупателя относительно изготовителя его товара.
Конечно же, право на применение товарного знака может предоставляться владельцу товарного знака и другому лицу по лицензионному договору. В данном договоре содержатся условия о том, что качество продукции лицензиата будет соответствовать качеству товаров лицензиара, также лицензиар осуществляет полный контроль над выполнением данного условия. Затем лицензионный договор и договор об уступке товарного знака необходимо зарегистрировать в Патентном ведомстве. Так как без данной регистрации они будут считаться недействительными.
Особенности регистрации товарного знака
Можно признать регистрацию товарного знака недействительной частично или полностью во время всего срока ее действия, если она произведена в нарушение требований, которые установлены законом в течение пяти лет, с даты публикации о регистрации товарного знака в официальном бюллетене.
Любой человек может подать в сроки, предусмотренные законом, все возражение именно против регистрации товарного знака и только в Апелляционную палату. Данное возражение должны рассмотреть в течение четырех месяцев, с даты его поступления. Далее решение Апелляционной палаты можно обжаловать в Высшей патентной палате в течение полугода с даты его принятия. Но вот решение Высшей патентной палаты будет уже окончательным.
При таких условиях регистрация товарного знака может аннулироваться Патентным ведомством:
- На основе решения Высшей патентной палаты, о досрочном прекращении ее действия, применяя коллективный знак на товарах, не имеющих единые качественные или другие характеристики.
- Если владелец отказался от своего товарного знака.
- Если ее признали недействительной.
- На основе решения Высшей патентной палаты о досрочном прекращении ее действия, так как не использовался товарный знак.
- При ликвидации владельца (юридического лица) товарного знака.
- Если прекратился срок ее действия.
Система «франчайзинг»
Такая система, как «франчайзинг» очень выгодна для любого бизнеса, и довольно популярна. Производитель постепенно перекладывает на мелкую фирму все проблемы, которые связаны с реализацией товаров. Развитие получила определенная форма, когда маленькая фирма получает не только продукцию и торговую марку, а и стратегию маркетинга, контроль над качеством, технологии в сфере услуг и др.
Каждый владелец, предоставляющий свой товарный знак, сразу получает такие преимущества:
- Более высокую степень мотивации уработников маленьких фирм, чем у персонала собственных предприятий.
- Полное отсутствие проблем в трудовых отношениях.
- Возможность намного увеличить производство за счет экономии на многих торговых расходах.
- Возрастания капитала для расширения своего бизнеса за счет экономии издержек, которые отныне несут маленькие фирмы.
- Малый бизнес наиболее чуток к местным реалиям, ибо имеетболее тесные контакты с населением своей местности.
Но есть и отрицательным стороны со стороны большого предприятия это: возможные конфликты из-за самых разнообразных трактовок пунктов договора; необходимость обеспечения обучения и полного контроля; необходимость предоставления кредита маленьким фирмам и т. д.
Довольно часто экономический успех любой фирмы, работающей именно на чужую товарную марку, становится намного выше, нежели у других представителей малого бизнеса.
При этом главными преимуществами для маленьких фирм в данном случае являются:
- профессиональное обучение;
- маркетинговое обеспечение, предоставление итогов дорогостоящих исследований рынка и товара;
- инструкции по каждому вопросу деятельности, включая систему технологии и контроля качества;
- получение кредитов и финансовая помощь;
- со стороны главной компании оказание помощи в управлении.
Негативные стороны для маленькой фирмы: споры и конфликты по вопросам возобновления соглашений, степень зависимости от основной фирмы; большая зависимость по сравнению с иными формами деятельности; вся прибыль делится с главной фирмой (то есть выплаты или процент от продаж).
В итоге, несмотря на все эти противоречия, такая система, как «франчайзинг», смогла доказать свою эффективность, живучесть и жизнеспособность.
Также, при передаче прав на товарный знак различают его лицензирование и уступки, при этом лицензии бывают частичными и полными:
Частичной лицензией называют лицензию, по которой право применения знака может распространяться лишь на определенную часть услуг или товаров.
Полной лицензией называют лицензию, по ней товарный знак применяется для всех услуг или товаров.
Причины прекращения действия товарного знака
Довольно часто можно столкнуться с тем, что любому товарному знаку может грозить аннулирование, даже несмотря на то, что он может соответствовать всем условиям охраноспособности и зарегистрирован нужным образом. Также, к досрочному прекращению действия товарного знака можно прибегнуть с помощью конфликтной ситуации, и когда в суде находится на рассмотрении иск именно о защите исключительного права на товарный знак.
Рисунок 1. Передача права на товарный знак. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
То есть, это определенная ответная «оборонительная» мера при предъявлении различных претензий о запрете незаконного применения товарного знака.
Существуют такие причины для прекращения действия любого товарного знака: ликвидация правообладателя; превращение товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление; неиспользование товарного знака.
Также заявления о досрочном прекращении товарного знака рассматривают в зависимости от их вида Роспатентом или Судом по интеллектуальным правам.