Торговые марки (товарные знаки) — это зарегистрированные названия или символы, которые могут быть применены только их владельцем для идентификации услуг или товара.
Все зарегистрированные товарные знаки и торговые марки действуют в течение установленного срока и, при этом имеют неограниченное право на восстановление. Данные символы защищаются законодательством от несанкционированного применения другими субъектами хозяйствования.
В последние годы управления субъектами хозяйствования стало ориентировано на рост стоимости бизнеса. Объектом управления выступают денежные потоки, создаваемые их активами; при этом все большее значение начинают приобретать нематериальные активы. Учитывая все это, у менеджеров возникла потребность формирования и эффективного управления нематериальных активов.
Оценка стоимости бренда и товарного знака
Одним из инструментов эффективного управления финансовыми потоками становится оценка стоимости бренда и товарного знака.
Определение стоимости брендов, товарных знаков и патентов нужно проводить при:
- Формировании уставного капитала и их отражения в балансе предприятий как нематериальных благ, в том числе в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
- Проведении ценовой политики при реализации товаров предприятия.
- Получении кредита под залог оцениваемого объекта интеллектуальной собственности.
При определении стоимости бренда и торговой марки необходимо проводить глубокий анализ:
- размера бюджета;
- наличия контрактов и спонсоров;
- степени юридической защищенности исключительных прав.
Учет данных факторов важны при проведении оценки бренда и товарного знака. Все факторы можно сгруппировать по двум признакам: во-первых, в соответствии со средой: внутренние факторы и внешние факторы; во-вторых, относительно особенностей деятельности предприятия и использования бренда и товарного знака.
Управление торговой маркой предусматривает трансформацию ее в бренд, то есть формирование представления потребителей о конкретном товаре, который вызывает преданность, привязанность и доверие к нему, а это, в свою очередь, предоставляет предприятию дополнительный доход и дает возможность в условиях интенсивной конкурентной борьбы получить на рынке значительную его часть.
Товар, который завоевал уже свою популярность в половине стран мира, просто не может быть некачественным, дешевым или иным образом не удовлетворять потребности потребителя. Ценность торговой марки (бренда) является исключительной еще и потому, что каждый потребитель еще до момента покупки такого товара уже обладает достаточной информации о нем, поэтому не нуждается в дополнительной рекламе, а с другой - вызывая только положительные эмоции, способствует повышению спроса, не создает помех при продаже.
Регистрация товарного знака
Товарный знак предоставляет владельцу исключительное право на его использование. Сегодня действует Мадридская система регистрации товарных знаков, она предусматривает регистрацию на 20 лет. Согласно американскому законодательству о торговых марках, продавцу предоставляется эксклюзивное право использования ее на неограниченный срок. Нет страны в мире, где бы не применяли и не защищали товарные знаки. В некоторых странах исключительное право на использование товарных знаков, кроме их регистрации, закрепляется по факту первого использования знака.
Основным требованием к торговой марке является соответствие ее к законодательству страны, в которой ее регистрируют. После подачи документов на регистрацию торговой марки в стране можно подавать документы на ее международной регистрации в соответствии с Мадридским соглашением “О международной регистрации торговых марок” или “Мадридским протоколом” о международной регистрацию торговых марок. Кроме того, можно зарегистрировать торговую марку в соответствии с европейским законодательством, например, зарегистрировать ее в Европе.
Регистрация торговых марок для конкретных товаров и услуг происходит в точно указанных классах. Соответственно права на торговую марку действуют именно для товаров и услуг, указанных в свидетельстве. Информацию о классах и товары указывают в заявке на регистрацию торговой марки, а затем отмечают в свидетельстве на товарный знак.
Классы для регистрации торговой марки - это определенные группы товаров и услуг, которые разделены на группы и образуют Международной классификации товаров и услуг. Для регистрации знаков есть 45 классов. Товары для регистрации торговой марки объединены в достаточно большие группы. Критерием группировки (классификации) товаров является функциональность, назначения или материал. Классы товаров считаются с 1-го по 34-го. Услуги классифицируются по типам, видам, назначению или сферами деятельности - с 35-го по 45-й.
Приобретение права интеллектуальной собственности на торговую марку заверяется свидетельством, которое является охранным документом. Права, для их субъектов представляют имущественный интерес, и являются имущественными. Именно имущественные права выступают объектом бухгалтерского учета.
Торговые марки в гражданском законодательстве
С точки зрения гражданского права торговые марки созданные как самостоятельно, так и приобретенные (полученные) при наличии свидетельства на них объекта интеллектуальной собственности соответствующего субъекта, имеют ряд классификаций.
С учетом возможности и методики отражения их в учете, необходимо разграничивать торговые марки:
- созданные предприятием и не признаются нематериальными активами;
- приобретенные по договору о передаче права собственности и полученные в качестве взноса в уставной капитал, которые следует отражать в составе нематериальных активов при соответствие их всем критериям признания;
- полученные в пользование по лицензионному договору.
Таким образом, в гражданском законодательстве одновременно существуют термины - “знак для товаров и услуг” и “торговая марка”. Для решения указанной проблемы и с целью устранения лингвистических разночтений считаем необходимым на законодательном уровне пользоваться унифицированным термином “торговая марка”.