Большое значение в формировании имиджа имеют средства массовой информации. Рассмотрим, одну из особенностей современной техники манипулирования - печатные издания и телевидение, именно они создают «имидж». Применяя данные технологии можно направить аудиторию на определенный эмоциональный настрой и дать психологическую установку.
При контент-анализе печатных средств массовой информации учитывали такие характеристики: характер информации (отрицательная, нейтральная или положительная); объем и количество информации; тематика всей публикуемой информации; источники информации.
Формирование имиджа
Обладая огромными возможностями в формировании общественного мысли, масс-медиа играют важнейшую роль в реализации задач паблик рилейшнз. Считается даже, что 80% всей работы в них приходится на взаимодействие с журналистами и подготовку публикаций. От умения и желания работать с прессой нередко зависит успех деятельности предпринимательских структур.
СМИ обеспечивают:
- распространение информации о компании;
- достижимость целевой аудитории;
- широкий охват аудитории;
- регулярность донесения информации до постоянной аудитории (Читателей / зрителей);
- встраивание в контекст (ваша информация, событие в контексте других событий в данном сегменте рынка), обеспечивает целостность восприятия (тогда как рекламные материалы эту целостность нарушают);
- получение обратной связи (письма читателей - печатные СМИ, комментарии - интернет-СМИ);
- материал для оценки эффективности PR-работы;
- материал для проведения медиа-аудита (чем занимается компания, чем занимаются конкуренты; какова PR-политика компании и способы ее улучшение; образ компании в глазах общественности и т.д.).
Сотрудничество с СМИ дает хороший эффект тогда, когда она является плановой, системной и непрерывной, а потому напоминать об организации (лицо) нужно всегда, постоянно, последовательно.
В профессиональной терминологии именно такое активное сотрудничество организации с прессой называют паблисити.
Паблисити - это положительная известность и признание организации (либо отдельной личности) и ее деятельности.
Формирование или поддержание имиджа могут осуществляться как средствами паблисити, так и средствами рекламы. В последнее время прослеживается интересная тенденция: все больше компаний начинают отдавать предпочтение именно пиару перед традиционной рекламой. Причем это касается это не только имиджевого аспекта, но и продвижения отдельных продуктов или услуг. Многие компании осознали, что не получают должного эффекта от затраченных на рекламу миллионов долларов, а часть из них решает задачи продвижения исключительно с помощью PR.
Вся публикуемая информация должна носить разъяснительный характер. При этом позитивный настрой, может привести к апатии населения. А также искажение и отсутствие реальных событий, и умалчивание о них, население не будет активизироваться на решении местных задач. Конечно же, если местные органы не позволят местным СМИ освещать все проблемы, то население не станет принимать в этом активное участие, а социальная, культурная, экономическая сферы не будут развиваться в лучшую сторону. Поэтому позитивный имидж должен не просто формироваться в СМИ, он должен помочь решать насущные проблемы с населением.
Сегодня широкомасштабное применение имиджевых манипулятивных технологий, сознательная установка власти именно на циничное манипулирование общественными настроениями и обман населения при помощи СМИ являются главными характеристиками всех политических процессов.
Вся информация о местных органах власти формируется вместе со специалистом отдела по связям со СМИ, которая включает такие этапы:
- подготовка конкретной темы;
- подготовка всех задаваемых вопросов;
- ознакомление с темой главы муниципального образования;
- встреча корреспондента с главой;
- материал, который необходимо утвердить в местных СМИ;
- утвердить весь материал главой муниципального образования.
То есть СМИ не напрямую зависят от местных органов власти, и не могут публиковать данные, которые противоречат интересам местных властей.
Источники передачи информации - телекомпании
На сегодняшний день телекомпании освещают информацию о ежедневных событиях города, страны, мира. К сожалению, некоторая информация бывает недостоверна или искажена. Поэтому многие люди, которые не смотрят программы, а только читают газеты, получают, совершенно, другую информацию. Все телекомпании ведут подробную работу в предоставлении любой интересной информации о власти и об их деятельности, об обстановке в мире. А многие телекомпании направлены на информирование только определенной тематической группы.
После проведенного исследования печатных и телевизионных СМИ можно сделать такой вывод: при формировании имиджа, в СМИ освещают больше положительной информации, и очень мало подают отрицательной информации, а это приводит к очень низкой активности людей в участии решений самых разнообразных проблем.
Методы манипуляции мнением населения
Методы манипуляции мнением населения включают в себя:
- Метод социально-психологической стратификации, то есть обращение к актуальным проблемам населения - уделяется особое внимание малоимущим и многодетным семьям, пенсионерам, молодежи, а это вызывает симпатию у многих людей. Также обсуждаются вопросы о благотворительности уязвимым слоям населения, посещение местными властями разные реабилитационные центры, учреждения здравоохранения, школьные и дошкольные учреждения, не оставляя без внимания всех нуждающихся в помощи людей.
- Метод «игровой прием», то есть все отношение строятся нестандартно, - используется он для того, чтобы создать яркий, личный имидж. Метод «игровой прием» будет импонировать толпе, и приведет только к положительным эмоциям.
Можно сделать вывод, что именно манипуляция может проявляться при отсутствии альтернативных средств массовой информации, которые независимы от местных властей и смогли бы осветить не только положительную, но и критическую информацию.