Ориентация на принципиально новый подход в системе образования предполагает рассмотрение всех аспектов коммуникативного взаимодействия педагога с учениками с целью повышения эффективности учебного процесса. Особое внимание при этом уделяется правильному формированию имиджа учителя как залога установления доверия и заинтересованности в преподаваемом предмете.
Имидж – комплекс наиболее проявляемых качеств личности, способствующих эффекту персональной привлекательности в профессиональных целях.
Ключевые этапы формирования имиджа учителя
Можно выделить основные этапы формирования имиджа педагога:
- Диагностика стадии сформированности имиджа преподавателя. Здесь определяется присутствие либо отсутствие конкретных проблем на базе поиска источников информации, ее сбора и систематизации, анализа и обобщения.
- Целеполагание. Предполагает наличие определенных целей и следование рекомендациям на платформе возникновения ситуации с формированием максимально доверительных взаимоотношений между учеником и педагогом на основании сложившегося положительного мнения о последнем в ходе учебного процесса.
- Планирование. На этом этапе выясняется система необходимых мероприятий для обеспечения формирования правильного имиджа преподавателя.
- Реализация плановых мероприятий. Предусматривает последовательное внедрение намеченных в рамках специальной программы мер.
- Оценка. Предполагает соизмерение и сопоставление имеющихся на определенный момент результатов с критериями успешного имиджа социального учителя.
Базовая модель технологии имиджирования включает в себя следующие позиции самопрезентации:
- «я-концепция» – морально-психологический подготовительный этап;
- фейсбилдинг – визуальный имидж внешности с учетом ключевых сопутствующих факторов;
- кинестетика –информирование на телесном уровне;
- дизайн одежды – подбор подходящего стиля с использованием аксессуаров;
- владение словом – правильная риторическая оснащенность;
- флюидное излучение – создание персонального «биоэнергетического пространства», харизма и обаяние;
- коммуникативная механика – мастерство в общении.
Инструментом мощного влияния на учеников является образ учителя. Очень важно научиться пользоваться им в совершенстве, работая на результат.
Зачастую специально не подготовленные преподаватели не задумываются над выражением своего лица, что объясняется наличием незначительного количества нервных окончаний и их слабыми импульсами, которые нужно научиться воспринимать. В более спокойном состоянии они расслаблены, что порой отражается на лице в виде неуместного в конкретной ситуации выражения (например, недовольства или обиды за счет опущенных уголков губ).
Коммуникативные способности педагога
Педагог в рамках учебного процесса выступает не только в роли организатора учебно-воспитательной, познавательной и прочих разновидностей образовательной деятельности учащихся, но и профессионального руководителя коммуникации, поскольку его непосредственная деятельность предполагает общение на постоянных и длительных условиях.
Делается акцент на следующих группах профессионально-коммуникативных навыков:
- Социально-психологические (расположение обучающихся к общению, создание благоприятного впечатления (само презентационный навык), адекватное восприятие своеобразной индивидуальности каждого ученика, задействование таких психологических механизмов, как вербальный и невербальный).
- Нравственно-эстетические (способность выстраивать учебные взаимоотношения на гуманной, демократической платформе, руководствуясь принципами профессионального этикета с признанием личностного достоинства каждого обучающегося, инициирование благоприятного нравственного климата при общении).
- Эстетические (гармонизация внешних и внутренних межличностных проявлений, артистичность, эстетическая выразительность, активизация эмоционального тонуса подростков и оптимистического мироощущения).
- Технологические (задействование учебно-воспитательных средств и приемов с многообразием форм взаимодействия, выбором оптимального стиля руководства общением и соблюдением педагогического такта, органическое сочетание предметного и коммуникативного взаимодействия с обеспечением его воспитательной эффективности).
В основу коммуникативной культуры преподавателя заложены ценностные ориентации и установки, предполагающие эффективную технику общения в целях благоприятного воздействия и возникновения творческого микроклимата.
Эффективность взаимодействия преподавателя и учеников
Эффективные взаимоотношения между преподавателем и классом формируются последовательным образом. Очень ценными качествами при этом является наблюдательность и умение сделать правильные выводы.
Немаловажными факторами являются нахождение индивидуального подхода к каждому ученику и возможность раскрытия его творческого потенциала. Главное при этом – проявлять искреннюю заинтересованность к внутреннему миру без нарушения зоны его психологического комфорта. Ценным качеством здесь выступает умение слушать и слышать и получать удовольствие от самого процесса общения.
Таким образом, формирование правильного имиджа учителя является залогом эффективного учебного процесса за счет грамотного выстраивания взаимоотношений с учащимися. Педагогическая культура предусматривает также такие необходимые в обществе свойства личности, как самообладание, выдержка, эмпатия (способность к сопереживанию), тактичность, альтруизм, открытость и справедливость.
Так, несмотря на периодическое возникновение новых и постоянно меняющихся требований к имиджу педагога, базовыми остаются такие ценные в мире качества, как искренность в общении, стремление к самосовершенствованию в своей области, вдохновение от занятия любимым делом и любовь к детям.