Функции и принципы управления PR деятельностью
PR являются подсистемой менеджмента организации, которая направлена на поддержание благоприятной внешней и внутренней среды компании.
Так же, как и другие области функционального менеджмента, деятельность по связям с общественностью является результатом реализации целей и стратегии компании, выполняется в тактических решениях, имеет свой бюджет, график и схему размещения ресурсов.
Сегодня PR – это четко планируемая активность организации, которая позволяет специалистам по PR решать определенные вопросы управления деятельностью всего предприятия.
Система управления деятельностью в сфере PR выполняет следующие функции:
- аналитико-прогностическая: реализуется через проведение исследований определенных групп общественности, т.е. постоянном мониторинге общественного мнения;
- организационно-технологическая: включает в себя комплексные походы, технологии и мероприятия по организации и проведению PR-кампаний;
- управленческая: формирование и регулирование общественного мнения, обеспечение гармонии взаимоотношений между предприятием и общественностью;
- информационно-коммуникативная: обеспечение процесса распространения необходимой информации для выполнения целей и задачи PR деятельности;
- консультативно-методическая: проведение консультативной и методической работы по налаживанию взаимоотношений между субъектами PR
Если говорить о внутреннем PR, то он является в какой-то степени функцией управления организацией. Это комплексная деятельность по созданию и поддержанию благоприятных коммуникационных связей между сотрудниками компании.
Внутрикорпоративный PR должен повышать приверженность и мотивацию работников предприятия, что напрямую влияет на эффективность его деятельности. Создание благоприятной репутации компании в глазах ее персонала существенно влияет на имидж организации во внешней среде, поскольку лояльные сотрудники - это главный канал распространения положительной информации.
Как подсистема общего менеджмента, основными принципами управления PR деятельностью являются следующие:
- Научность
- Планомерность
- Комплексность
- Оперативность
- Непрерывность
- Объективность
- Законность
- Гибкость
- Конструктивность
- Эффективность
А специфические принципы PR деятельности:
- построение взаимовыгодных отношений для организации и общественности, построенные на условиях честности и открытости;
- доступность и актуальность информации;
- отказ от субъективности в восприятии и интерпретации фактов и явлений в области отношений между людьми.
Структура управления связями с общественностью
В настоящее время практически во всех крупных коммерческих компаниях и финансовых организациях существуют департаменты или отделы по связям с общественностью.
Основными задачами таких подразделений являются:
- улучшать взаимоотношения между предприятием и общественностью;
- поддерживать доверие к компании и создавать ее положительный имидж;
- проводить исследования общественного мнения.
PR подразделение занимает одно из основных мест в структуре предприятия и обеспечивает эффективное выполнение его функций.
Руководитель службы по связям с общественностью подчиняется генеральному директору, может входить в совет директоров и принимать важные стратегические решения.
При организации подразделения по PR применяется три основных подхода:
- Подразделение или служба по связям с общественностью в полном объеме выполняет все функции PR и является одним из основных инструментов продвижения товаров на рынке. Может обслуживать и другие функциональные подразделения организации.
- PR служба выполняет исключительно прикладные задачи по взаимодействию со СМИ. В данном случае отдел выполняет роль промежуточного звена по движению информации о деятельности предприятия.
- Компания может обратиться за помощью специализированному агентству, основной сферой работы которого является организация и реализация мероприятий по PR. Соответственно в структуре предприятия создавать полноценный отдел нет необходимости и целесообразности, а функцию контроля над выполнением работ агентства может или сам руководитель компании, или отдел маркетинга.