Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коммуникация в экономической сфере

Коммуникации в экономической сфере России с древних времен до советской эпохи

Определение 1

Коммуникации - это процесс передачи информации между людьми.

Если в общественных связях, осуществляемых в сфере политики и государственного управления можно выделить какие-либо исторические этапы, то деловые коммуникации подвергнуть исторической структуризации практически невозможно. На протяжении многовековой российской истории сначала торговцы, а затем и промышленники пользовались единой системой методов воздействия на общественное мнение. При этом менялись лишь каналы и средства коммуникации, ее базовые принципы при этом оставались неизменными.

Еще начиная с Древнерусского государства, ремесленники проставляли на своих изделиях различные клейма. Сначала это были родовые знаки князей, которые владели ремесленными мастерскими (сами ремесленники при этом считались княжеской чадью). Затем клейма на продукции представляли знаки самого изготовителя. Позже в клеймам и знакам добавились фирменные названия, которые в нашей стране чаще всего состоят из имени владельца компании или, как минимум, включают его в себя.

Отличительной особенностью деловой коммуникации в дореволюционной России выступали средства не письменно, а устной или визуальной рекламы. Классический пример такой коммуникации – это зазывания самих торговцев или специально нанятых для этого зазывал. В свое время в России даже сформировался отдельный жанр «базарного» творчества. Он находил свое отражение в различного рода обращениях, частушках, призывах. В их основе лежала двуединая природа, состоящая из двух компонент:

  • рациональные «торговые предложения»;
  • элементы традиционного русского фольклора (включая былинные образы и сказочные сравнения).

До наших дней дошли лишь косвенные свидетельства и личностные впечатления о подобных методах коммуникационного воздействия.

В российской истории важную роль в экономической сфере вплоть до ХХ века играли ярмарки, проводимые как на общероссийском, так и на региональном уровне. Как правило, они представляли собой не просто торги, но и некий смотр достижений российской экономики сопряженный с проведением культурных мероприятий, наполненных развлекательными представлениями. Участники ярмарок показывали свои коммуникационные способности с целью привлечения покупательского внимания, его удержания, расширения круга покупателей и их стимулирования к тому, чтобы они рекомендовали конкретного ремесленника или его товар другим людям. Для достижения этих целей торговцы стремились произвести на посетителей ярмарки наиболее яркие впечатления, нередко для этого привлекали специальных актеров.

«Коммуникация в экономической сфере» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В торговой сфере XVII века свое активное применение получили афиши, гравюры, лубки, а позже – вывески (рукописные и живописные). Одновременно с развитием газетного дела популярность приобрели торговые объявления, публикуемые как от лица коммерческих структур, так и от имени частных лиц. В практику вошли так называемые «заказные публикации».

Во второй половине XIX века российские предприниматели начали использовать для рекламы своей продукции этикетки, открытки и вкладыши. Кондитеры привлекали потребительское внимание при помощи ярких оберток (рисунок 1).

Фантики и этикетки фабрики «Абрикосов и сыновья». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Фантики и этикетки фабрики «Абрикосов и сыновья». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Театры часто выпускали программки со своими эмблемами, а рестораны использовали салфетки с нанесенной на них фирменной символикой.

Российская власть, как и их западноевропейские коллеги, стремились взять под контроль средства публичной коммуникации и рекламы в экономической сфере. Так, уже в 1731 году был издан царский указ, согласно которому на продукцию ткацких фабрик должны были быть нанесены клейма ее производителей (с 1774 года действие данного указа распространилось на все виды фабричных изделий). Начиная с 1815 года все клейма, наносимые на продукцию, подлежали государственной регистрации.

В целях борьбы с несанкционированной рекламой в 1749 году был издан акт, запрещавший наносить на стены зданий живописные рекламные изображения. Допускалось лишь нанесение текстов, соответствующих установленным образцам. В последующие годы реклама, как и сфера печати, не единожды подвергалась цензуре.

Начиная с XIX века крупными русскими предпринимателями для привлечения внимания потенциальных потребителей стали использоваться нестандартные методы, сопоставимые с современным пониманием PR-технологий. В рамках подобной практики проводились различные публичные выставки и демонстрации продукции высокого качества.

Стремясь попасть к аристократическое общество, представители крупного бизнеса часто приобретали дворянские титулы, активно продвигали филантропию и меценатство. Примерами таких предпринимателей вступают С. Морозова, И. Третьякова, семья Демидовых и др. Их деятельность привлекала к себе внимание власти, а порой – и членов царской семьи. Как следствие крупную буржуазию стали воспринимать в качестве главной опоры власти.

Коммуникации в экономической сфере в советский период

Советский период принес нашей стране немало перемен. Одной из них стала произошедшая тогда переоценка ценностей, приведшая к превращению некогда уважаемого частного предпринимательства в антигосударственную и антинародную деятельностью. Слово «частник» приобрело крайне негативный характер. Вслед за коротким взлетом частного предпринимательства в годы НЭПа последовали тотальная коллективизация и индустриализация. Результатом подобных преобразований стало исчезновение класса частных предпринимателей и, как следствие, разнообразной коммуникационной деятельности в экономической сфере.

В эпоху существования Советского Союза потребность в рекламе и иных формах деловой коммуникации отпала по объективным причинам, таким как:

  • государственная монополия в промышленности, торговле, сфере услуг;
  • наличие унифицированной системы цен;
  • практически полное отсутствие свободного предпринимательства.

В таких условиях вместо «буржуазной» рекламы свое развитие получили другие формы стимулирования экономики. Одной из таких форм стало социалистическое соревнование, всячески приветствуемое и активно пропагандируемое всеми уровнями власти.

Активное развитие в тот период получили «внутрикорпоративные» коммуникации, отражавшие постоянную идеологическую работу руководства предприятий с трудовым коллективом. Не менее активно велась борьба с вредителями, взяточниками и «расхитителями социалистической собственности».

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 05.12.2019
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot