Сущность, цели и задачи внутрикорпоративных связей с общественностью
Внутрикорпоративные связи с общественностью (или внутренний PR) – это осознанная, целенаправленная и структурированная деятельность по оказанию информационного воздействия на внутренние группы стейкхолдеров (прежде всего, персонал) в целях укрепления имиджа компании в их глазах.
Иначе говоря, внутрикорпоративные связи с общественностью могут быть определены как PR-деятельность, ориентированная на внутреннюю среду организации. Иначе их принято называть корпоративным паблик рилейшнз.
Внутренний PR существенно отличается от внешнего. Если первый ориентирован на работу с внешней средой организации, а именно – с ее покупателями, инвесторами, бизнес-партнерами и даже конкурентами (то есть со всеми, кроме самих сотрудников корпорации), то второй, напротив, имеет ярко выраженную «внутреннюю» направленность. Его основной задачей считается формирование и поддержание благоприятных и доверительных отношений между руководством организации и ее персоналом на всех управленческих уровнях.
К числу прочих задач внутрикорпоративных связей с общественностью принято относить:
- развитие и укрепление организационной культуры, проектирование фирменного стиля, выработка единых стандартов поведения;
- оказание информационной поддержки управленческих решений;
- воспитания сотрудников как носителей фирменного стиля и имиджа организации;
- развитие положительное мотивации у персонала организации и пр.
Так или иначе, главной (основной) целью внутрикорпоративных связей с общественностью считается содействие успешности функционирования организации посредством формирования внутренней благоприятной социально-психологической среды, выстраивания двусторонних коммуникаций между руководством компании и ее сотрудниками, повышения их лояльности и, как следствие, роста эффективности каждого работника организации.
Развитие внутрикорпоративных связей с общественностью играет весьма важную роль в обеспечении успешности и устойчивости функционирования любой организации. Прежде всего, они необходимы для организации правильных коммуникаций внутри организации, а также для поддержания корпоративной культуры, разрешения конфликтных ситуаций и формирования приверженности персонала к своей компании (т.е. обеспечение их лояльности к работодателю).
Инструментальная основа внутреннего PR
На практике внутрикорпоративные связи с общественностью, т.е. непосредственно сам внутренний PR, реализуются при помощи определенных инструментов.
В общем смысле под инструментами внутреннего PR следует понимать совокупность методов и средств, используемых в деятельности по связям с внутренней общественностью в целях достижения поставленных коммуникативных задач.
Под внутренней общественностью в данном случае понимается персонал организации, включая:
- топ-менеджеров;
- менеджмент среднего звена;
- рядовых сотрудников.
Инструментальная основа внутрикорпоративных связей с общественностью весьма разнообразна и обширна. Она включает в себя как традиционные PR-инструменты, используемые и во внешнем пиаре, так и особые (специфические) технологии, ориентированные исключительно на внутренних стейкхолдеров.
Так или иначе, все множество инструментов внутреннего PR условно может быть разделено на четыре базовых типа. В общем виде они представлены на рисунке 1. Каждый из них имеет свою специфику. Рассмотрим ее более подробно.
Рисунок 1. Базовая группировка инструментальной основы внутрикорпоративных связей с общественностью. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Инструменты информационного порядка ориентированы, в первую очередь на оказание информационного воздействия на сотрудников организации. По большому счету они представлены средствами односторонней коммуникации, такими как листовки, стенды, сообщения, корпоративный сайт, кабельное вещание и пр.
Инструменты аналитического порядка связаны с изучением настроений, мнений и ответных реакций сотрудников организации. Обычно они включают в себя мониторинг персонала, анкетирование и фокус-группы, а также почтовые ящики.
Инструменты коммуникационного порядка опосредованы организацией непосредственного контакта между сотрудниками и руководством организации с целью укрепления корпоративного духа персонала в условиях неформальной обстановки. Как правило, к данной группе относятся профессиональные соревнования, адаптационные тренинги, корпоративное обучение и праздники, выступления руководства и открытые интервью.
PR-инструменты организационного типа обычно представлены различными совещаниями, собраниями, заседаниями, разработкой и внедрением корпоративных стандартов и пр. Таким образом, это специальные мероприятия, проводимые для работников организации при непосредственном участии ее руководства.
Помимо этого, нередко в отдельную группу выделяют так называемые инструменты кризисного и посткризисного реагирования. Как правило, они направлены на повышение эффективности применения PR-средств и приемов.
Примеры и характеристика базовых инструментов внутреннего PR
Каждый из инструментов внутреннего PR, относимый к той или иной их группе, имеет свою специфику и особенности. Более того, техника его использования определяется целями и задачами внутрикорпоративных связей с общественностью. Рассмотрим лишь некоторые, наиболее распространенные инструменты внутреннего PR.
Традиционно, в современном мире одним из наиболее распространенных инструментов внутреннего PR выступает организация и проведение различных корпоративных праздников и соревнований. Примечательно, что касается это не только крупного, но и среднего и малого бизнеса. В крупных корпорациях к соревнованиям нередко привлекаются не только сами сотрудники организации, но и члены их семей. Подобного рода мероприятия сплачивают командный дух и повышают лояльность персонала.
Еще одним, часто используемым PR-инструментом выступает корпоративный сайт организации. Как правило, он одновременно используется для целей как внутреннего, так и внешнего PR. В крупных кампаниях часто практикуется выпуск собственных внутрикорпоративных изданий.