Сущность и типология политического имиджа
Имидж – это один из наиболее важных структурных компонентов политической среды, посредством которой структуры, находящиеся у власти, поддерживают связь с населением и оказывают на него целенаправленное воздействие.
В общей сложности под политическим имиджем понимается эмоционально окрашенный образ политического деятеля, имеющий характер стереотипа и сложившийся в массовом сознании общественности.
Политический имидж характеризуется определенной искусственностью, устойчивостью черт, их яркостью, определенной простотой и некоторой гибкостью. Кроме того, для него характерно наличие некой убеждающей силы.
Базовыми составляющими политического имиджа, формирующими его ядро, выступают следующие компоненты: установки; позиции; легенда. Все вместе они способствуют тому, чтобы оставить след в людской памяти, и помогают сделать им свой политический выбор. Благодаря признакам, выраженным в политическом имидже, люди узнают политического деятеля, определяют свои потребности и по-своему трактуют политические события.
В системе политического маркетинга выделяется несколько типологий политического имиджа. Согласно Шварценбергу существует четыре базовых типа имиджа политика (рисунок 1).
Рисунок 1. Типология имиджа по Шварценбергу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Каждому из четырех типов присущи свои особенности. Спасители отечества обычно бывают востребованы в наиболее кризисные периоды существования общества. Отец нации воплощает в себе авторитарного лидера – строгого, но справедливого. Обаятельные лидеры обычно работают на внешнюю привлекательность. Политические деятели, имеющие образ свойского мужика, обычно довольно просты.
Согласно другой типологии, предложенной в свое время Максимовым, существует восемь типов имиджей политиков. В частности, выделяют:
- гуманитариев;
- хозяйственников;
- борцов;
- людей власти;
- технократов;
- силовиков;
- бизнесменов;
- экзотиков.
Так или иначе, единожды сформированный политический имидж в дальнейшем весьма трудно изменить. Уже присущие политику черты впоследствии задают рамки поведения на всю последующую его деятельность.
Основы построения политического имиджа
В основе целенаправленного формирования политического имиджа лежит осознанное и целенаправленное конструирование каких-либо качеств и свойств политического субъекта, делающих его привлекательными для общественности и позволяющих решать конкретные политические задачи, связанные с его участием.
Примечательно, что политический имидж может создаваться как сознательно, так и неосознанно. Чаще всего политические деятели и их PR менеджеры специально прикладывают усилия для формирования желаемого образа. Для этого им приходится отслеживать особенности восприятия общественностью и целевыми группами политического деятеля, разрабатывать стратегию и тактику формирования благоприятного образа.
Преднамеренное создание политического имиджа представляет собой трудоемкий процесс, который под силу лишь специализированным PR агентствам. Без помощи грамотных специалистов эта задача оказывается практически невыполнимой.
Интересно, что формирование политического имиджа – процесс довольно длительный. По сути, имидж политика формируется на протяжении всей его политической деятельности. Мнение о том, что политический имидж может быть сформирован и прорекламирован за короткий временной промежуток, например, на протяжении избирательной кампании, ошибочно. В виду того, что политический имидж формируется долго, политическим консультантам приходится постоянно работать над образом политика или партии.
Информационные технологии построения политического имиджа
Основой построения имиджа в политическом PR выступают информационные технологии, сопряженные с созданием и транслированием информации, формирующей образ политика в глаза общественности. Для того, чтобы процесс создания политического имиджа прошел успешно, необходимо соблюдение следующих условий:
- во-первых, формированием политического имиджа должны заниматься специалисты (имиджмейкеры, психологи, консультанты);
- во-вторых, имидж политического деятеля должен формироваться с опорой на присущие человеку особенности и доводить их до совершенства, расписывая их красками.
Политический имидж по сути своей весьма многогранен, а процесс его создания – сложен и многозадачен. Информационные технологии его создания в основном затрагивают следующие параметры:
- внешний вид;
- стиль общения (формальные и неформальный);
- мимика, жестикуляция, язык;
- скорость реакции;
- реакция на кризисы;
- восприимчивость к стрессу.
Сам по себе процесс создания и поддержания политического имиджа выступает в роли постоянного процесса, при котором основные характеристики остаются неизменными, изменению могут подвергаться лишь отдельные тактические приемы. Запоминаемость имиджа политического деятеля часто обеспечивается за счет частой демонстрации каких-либо его характеристик. Таким образом, образ политика укореняется в сознании общественности и впоследствии ориентирует граждан на проявление поддержки либо недоверия политикам с тем или иным имиджем.
Так или иначе, информационные технологии создания политического имиджа должны удовлетворять ряду требования:
- Во-первых, они должны подчеркивать черты победителя, которые находят свое отражение в оценках личности.
- Во-вторых, в политическом имидже должны присутствовать «черты отца».
- В-третьих, необходимо соблюдать стереотипную многоплановость имиджа.
- В-четвертых, используемые для формирования политического имиджа технологии должны быть открытыми, то есть характеризоваться видимой доступностью.
- В-пятых, информационные технологии, используемые для создания политического имиджа, должны быть способны обеспечивать эффективные коммуникации.
- В-шестых, важно создать соответствующее окружение, и, в-седьмых, рекомендуется всегда искать неординарные решения.