Содержание деятельности в области PR
Как любая сфера деятельности содержание PR описывается с помощью следующих параметров: цель, задачи, субъекты, объекты и функции.
Деятельность в области связей с общественностью находится на стыке менеджмента и маркетинга. Система менеджмента формулирует основные задачи PR, которые обеспечивают целостность компании и управления. Маркетинг же ориентирует PR на конечную цель предприятия, а именно получение прибыли.
Но современные связи с общественностью уже переросли рамки маркетинга и стали самостоятельной функцией управления предприятием. Методологию и инструментарий PR используется в процессе создания товара: от идеи до его реализации, поэтому PR и влияет на эффективность маркетинговой системы в компании. PR способствует решению различных проблем в области продвижения продукции от производителя к потребителю.
PR используется практически во всех сферах общественной жизни. Средства PR широко применяют политики различные партии для привлечения избирателей и последователей их идеологии. В бизнесе связи с общественностью просто необходимы для установления гармоничных отношений с общественностью для повышения своей репутации на рынке. Некоммерческие организации занимаются сбором средств на решение социальных проблем. Это говорит об неизбежности владения знаниями и умениями в области PR менеджерам различных предприятий.
В любом случае, PR является составной часть маркетинговых коммуникаций, поэтому выделяют его следующие характеристики:
Рисунок 1. Основные характеристики PR как инструмента маркетинговых коммуникаций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Фундаментальной целью PR является формирование благоприятных двусторонних отношений между компанией и общественностью, основанные на предоставлении правдивой и полной информации о деятельности предприятия.
Для достижения данной цели PR решает следующие задачи:
- анализ общественного мнения и мониторинг СМИ;
- изучение непонимания сущности деятельности компании со стороны общественности и устранение данной проблемы с помощью организации встреч для опровержения и разъяснения положения дел;
- создание внутренней корпоративной культуры;
- создание портрета организации на основе исследования общественного мнения.
Таким образом, субъектом PR деятельности является сама компания, ее структурные подразделения по связям с общественностью, работа которых направлена на установление положительных отношений с объектом, а именно целевой аудиторией: потребителями, СМИ, акционерами, партнерами и органами государственной власти.
Функции и принципы PR деятельности
Принципы и функции деятельности по связям с общественностью определяются основными направлениями. Это исследование общественного мнения и использование его в работе компании и распространение информации, которая даст понять общественности суть политики и деятельности предприятия.
Отсюда вытекают основные принципы PR:
- честность и правдивость деятельности компании по отношению к обществу;
- обеспечение взаимной выгоды для организации и общественности;
- открытость информации о работе компании;
- мониторинг СМИ, отслеживания процесса подачи материалов о компании;
- соблюдение этических норм при общении с общественностью.
Выделяют три основные функции PR деятельности:
Рисунок 2. Функции PR деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Функция контроля мнения и поведения общественности необходимо для достижения интересов не только компании, но и аудитории. Отслеживание отношений общественности к организации позволяет ей вносить корректировки в свою работу, тем самым повышая свой имидж.
Отсюда следует и выполнение второй функции реагирования на общественность. Она осуществляется для выявления непонимания и недоверия к деятельности компании и разработки мер по решению спорных вопросов и конфликтов.
Третья функция перекликается с главной целью PR деятельности. Действия компании должны обеспечивать или способствовать созданию взаимовыгодных отношений с общественностью.
Кроме этого различают внутренний и внешний PR, соответственно связи с общественностью выполняют еще две одноименные функции.
Внешняя функция PR деятельности ориентирована на формирование и поддержание благоприятной репутации компании в глазах общественности. Она заключается в нейтрализации отрицательных сообщений в СМИ и предоставление положительных сведений о деятельности компании.
Внутренняя функция способствует формированию корпоративной культуры внутри предприятия. Персонал должен быть заинтересован в повышении репутации своей организации, для этого необходимо создавать все условия для благоприятной работы сотрудников. Внутренняя атмосфера напрямую влияет на работоспособность людей и соответственно на эффективность деятельности компании.
Выполнение всех вышеперечисленных функций PR-деятельности способствует достижению гармонии в внутрифирменных отношениях и связях с целевой аудиторией.
Функции специалиста по связям с общественностью
Специалисты в области связей с общественностью выполняют две функции: консультирование и создание и реализация PR кампаний.
Если различать внутреннюю и внешнюю деятельность по PR, то выделяют более конкретные функции PR-специалистов в организации:
Внутрикорпоративные функции:
- создание благоприятного климата внутри компании для формирования духа единства, лояльности, что ведет к повышению работоспособности каждого сотрудника;
- мониторинг изменений внутренней среды с целью раннего предупреждения проблем и конфликтных ситуаций;
- разработка мер по выходу из кризисных ситуаций в отношениях между персоналом и менеджментом организации;
- помощь в адаптации персонала к различным изменениям, происходящих в компании;
- привлечение персонала к процессу принятия решений на предприятии, что снизит разрыв между руководством и работниками.
Внешние функции PR-специалистов заключаются в содействии улучшению взаимопонимания между организацией и общественностью. Это выполняется посредством создания и поддержания имиджа предприятия, устранения негативных сообщений в СМИ, разработки кампаний и программ по организации PR мероприятий и т.д.
Специалисты по связям с общественностью должны работать в кооперации с руководством компании, получать своевременную и актуальную информацию о стратегических планах и тактических действий.