Особенности российских афиш XIX – начала ХХ веков
Афиши – это объявления о спектаклях, концертах, лекциях и иных событиях.
Афиши и вывески являются весьма популярным и широко распространенным в России жанром рекламы, имеющим длительную историю своего существования. Постепенно от самодеятельности этого движения был осуществлен переход к профессионализму мастеров. Наиболее отчетливо заметным в России оно стало во второй половине XIX века.
Одна из первых профессионально подготовленных афиш была представлена литографией, исполненной по рисунку художника В. Тимма, которая приглашала публику подписаться на журнал «Листок для светских людей» (рисунок 1). Впервые она была размещена на улицах Санкт-Петербурга в 1844 году.
Рисунок 1. Пример афиши. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На самой афише была отображена группа людей, которые стремились приобрести рекламируемое издание. Среди них можно был различить портретные наброски известных личностей того времени. Изображение дополнялось текстом, в котором сообщалась информация об условиях подписки.
В целом справедливо говорить о том, что профессиональная настенная реклама в виде афиш и вывесок в России XIX – начала ХХ вв. по большей части тяготела к плакатной форме.
Часто публикации, оформленные в строго профессиональной манере, соседствовали с различными вариациями лубочных приемов. Последние неизменно оставались составной частью праздничных балаганов и мероприятий. Очевидцы того времени говорят о том, что примерно за неделю до представления по городу начинали расклеивать афиши. Зачастую они были большого размера и по формату напоминали печатный лист. Как правило, на них размещалась информация о том, что какой-то народный театр под таким-то названием, в таком-то месте и в такое-то время будет давать такое-то представление. Обычно в афишах публиковалась информация о:
- названии пьесы;
- ее составителях;
- источнике заимствования сюжета;
- действующих лицах без фамилий исполнителей.
В центре афиши обычно располагалась красочная картина, на которой была отображена суть пьесы, а текст, дополнявший картинку, мог быть размещен сверху, снизу или по бокам.
Неизгладимое впечатление на представителей народных масс оказывал и внешний вид балаганных построек. На больших полотнищах были яркими красками нарисованы невероятные приключения, по ветру развевались крокодилы, пожиравшие людей, и атлеты, их побеждающие. Также на них можно было встретить изображения фокусников, глотавших сабли и горящую паклю, факиров, мастерки упражнявшихся со змеями, и даже принцесс неведомых царств, покрытых драгоценными камнями. Таким образом. Часто использовались красочные образы.
Сама стилистика афиш, публикующих информацию о цирковых представлениях, часто располагалась где-то посередине между импровизацией балаганного творчества и строгим обликом театральных объявлений.
В конце XIX века шрифтовые вывески в России стали оттеснять лубочные. Эта же тенденция наблюдалась в середине XIX столетия в столичном регионе нашей страны. Постепенно шрифтовые вывески стали занимать центральное место на главных улицах столицы и губернских городов. Часто они располагались ярусами по нескольким этажам. Иногда их даже можно было встретить на крышах домов.
Вывески в России XIX – начала ХХ веков
Вывески – это один из видов наружной рекламы, представляющий собой конструкцию, исполненную в плоском или объемном формате и расположенную на фасадах зданий или рядом со входом в них, отражающая информацию об организациях, находящихся внутри этих зданий.
Если сначала вывески в России имели предметно-знаковую форму, когда на воротах или прямо над входом в лавку или харчевню висел предмет, относящийся к деятельности заведения (например, пучок соломы или чучело кабана), то позже они сменились вывесками живописного типа. Часто в них прослеживались приметы лубка (в частности речь идет о насыщенности цветов, контрастности их сочетания, несоразмерности фигур и примитивности изображений). Часто на таких вывесках изображались сами товары или услуги.
На смену живописным вывескам в середине XIX века пришли шрифтовые вывески, при изготовлении которых использовался уникальный способ воронения металла, когда после определенных манипуляций поверхность железа становилась матовой и промазывалась льняным маслом, а после покрывалась тонким слоем краски. Часто для декора использовалась позолота, что придавало шрифтовым вывескам дополнительную утонченность. Именно они завоевали наибольшую популярность на рубеже XIX – ХХ веков.
Шрифтовые вывески были ориентированы в первую очередь на грамотных людей. Примечательно, что на протяжении долгого времени на деревянно-фанерных основаниях бронзированными или позолоченными металлическими буквами больших размеров обозначались не сами предметы, а фамилии предпринимателей. Как правила, одновременно с вывесками подобного рода в российскую практику стали входить такие понятия, как «фирменный знак» и «торговая марка».
Все эти рекламные тенденции стали упорядочиваться начиная с послепетровского времени, а сам процесс шел вплоть до конца XIX столетия. Именно в это время товарные знаки и фабричные марки стали обретать более-менее современную форму. В 1823 году в России была учреждена патентная служба. Начиная с этого момента, фабричные символы должны были иметь отличительные особенности. Отличительной особенность торговых знаков и фабричных марок конца XIX – начала ХХ вв. стала их оснащенность двумя составляющими:
- медали;
- оттиски государственного герба.
Часто таким образом, обеспечивалась фиксация премиальных мест, полученных на всероссийских и международных выставках товаров, лучше любой рекламы свидетельствовавшая о качестве предлагаемой продукции.
Развивались и упаковки товаров. В середине XIX века было усовершенствовано производство упаковочной продукции, появилась бутылочная тара. В результате в концу XIX – началу ХХ вв. коробки для кондитерских изделий, емкости для напитков и парфюмерии стали выглядеть весьма изысканно.