Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Значение психологических знаний для педагогической теории и практики

Предпосылки применения психологических знаний в педагогике

На ранних стадия развития, педагогика отличалась доминированием теоцентрической парадигмы, в рамках которой воспитание и образование понимались как подготовка к служению богу, обучение способам богоугодного жития, развития античных и христианских добродетелей.

Затем появилась парадигма, ориентированная на естественнонаучные ценности - натуроцентризм. Основная суть которой в обучении основным естественным дисциплинам.

Позже появилась парадигма, ориентированная на идею того, что педагогика - способ формирования достойного гражданина (рациоцентризм), где человек и его основные добродетели были в центре изучения. Ребенок должен был постичь помимо естественных наук, науку быть “джентльменом”, а именно: научиться разуму, прагматизму, умению быть деловитым, практичным, коммуникативным, просвещенным.

Взаимосвязь психологии и педагогики зародилась в начале 19 века с развитием антропоцентризма, которым утверждались идеи гуманизма: личность ребенка как ключевой механизм воспитательного и образовательного процесса. Данный подход отстаивает принципы природосообразности (образование и воспитание сообразно естественному развитию и способностям ребенка), свободы выбора, ответственности за этот выбор, индивидуальности в осуществлении этого выбора. Поскольку основная ценность - это человеческое естество, то основная цель образования в контексте данных принципов - это создание условий, соответствующих внутренней природе ребенка. Соответственно основное средство воспитания - направленная свобода.

Основными представителями данного подхода являются Джон Дьюи, Жан Жак Руссо, Мария Монтессори, Януш Корчак, Василий Александрович Сухомлинский, Антон Семёнович Макаренко. С тех пор, одной из основных функций психологии стало совершенствование педагогической деятельности.

Психологические аспекты педагогической деятельности

«Значение психологических знаний для педагогической теории и практики » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Определение 1

Педагогическая деятельность - это процесс направленного обучения (формирование знаний, умений и навыков) и воспитания (передача опыта, ценностей) человека, его всестороннего развития и социализации.

Для успешной реализации этого процесса важно осознавать, кого мы воспитываем и обучаем, что он из себя представляет, а не просто ориентироваться на цели, задачи, содержание и методы образовательного процесса.

Образовательный процесс - это система отношений, состоящая из нескольких субъектов: ученик, учитель, родитель, система образования. А везде, где есть система отношений, есть и психология. Соответственно, без учета психологических аспектов педагогическая деятельность может быть довольно однонаправленной, а образование - это разностороннее развитие человека.

Ценность психологических знаний в педагогике особенно ощутима сейчас, когда серьезно развивается технологический сектор, расширяются глобализационные процессы, увеличивается сетевое общение. Все это неизбежно постоянно влияет на все сферы нашей жизни и том числе на учеников, формируя их потребности, цели, ценности. Поэтому педагогу важно уметь ориентироваться в этих изменениях. В этом большую роль играют психологические знания в области возрастной психологии.

Для успешного включения психологических знаний в педагогическую деятельность недостаточно просто ознакомиться с содержанием психологических программ и пособий, важно владеть неким инструментарием - основами психодиагностики, ибо педагог, обладающий психодиагностическими возможностями:

  • способен во-многом гораздо более успешно выстроить свою деятельность, поскольку он будет в курсе не только данных, касающихся фактической учебной успеваемости, но также и психологических аспектов коллектива и его отдельных членов.
  • сможет учитывать социально-психологический климат внутри класса, определять социометрические показатели. Все эти характеристики имеют значение в интегральной совокупности с показателями по обучению. Они формируют общий профиль учеников, который отражает динамику педагогической деятельности.

Конечно же в школе существует и школьный психолог, который может выполнять данную работу, но это не означает, что педагог выключен из это процесса. Деятельность психолога в школе достаточно эпизодична и ориентирована на констатацию определенных характеристик ребенка в конкретный период времени. Учитель же имеет возможность наблюдать того же самого ребенка в динамике, так как они их чаще видят и взаимодействуют. Поэтому и психолог, и педагог работают на одну задачу - раскрытие личностного потенциала ребенка, что способствует более качественному обучению и воспитанию.

Основные трудности включения психологических знаний в педагогическую деятельность

Опора на психологические аспекты в педагогическом процессе очень важна: учителю важно понять, что именно способствует или препятствует усвоению материала учениками, какой способ подачи информации является приоритетным. Но нередко это не происходит в силу следующих особенностей:

  • педагог центрируется только на непосредственных показателях успеваемости, познавательных способностях, знаниях и умениях, важных именно для обучения.
  • порой педагоги в силу страха новизны и изменений боятся браться за самообразование. Работают стереотипы относительно многолетней опытности педагога, страха усомниться в собственном авторитете. А психологический аспект педагогической деятельности подразумевает именно психологическую готовность к изменениям, переориентации в сложившихся стандартах и способах общения.
  • нередко педагоги прибегают к применению психологических инструментов, но довольно поверхностно или кусками. Это не сказывается благополучно на динамике педагогической деятельности. Нередко педагог в такой ситуации думает, что он реализует какую-то научно обоснованную форму работы, однако подчас это оборачивается новыми препятствиями.

Важно осознавать, что педагог является агентом вторичной социализации, как и сама школа, и соответственно, он транслирует определенные ценности, нормы поведения. С точки зрения психологии, здесь важно уметь направлять формирование мировоззренческих ориентаций. Психологическая подкованность также способствует в этом ключе рефлексии собственной деятельности: анализ педагогической деятельности на предмет трансляции субъективных позиций и мнений.

Еще одной важной областью применения психологических знаний к педагогической практике является развитие культуры общения педагога. В образовательной среде нередки педагогические конфликты, в которых фигура учителя играет важную роль, даже если он не является его прямым участником. То, как он проявляет себя в конфликте является показательным. Знание психологических аспектов динамики конфликтной ситуации дает возможность педагогу не уходить в конкретику самой ситуации, а посмотреть на причины, разобраться в личностных и внеличностных предпосылках, и найти какой-то выход данной ситуации.

Таким образом, психологический опыт дает педагогу способность видеть ученика как целостную личность, а также развивать его личностный потенциал.

Дата последнего обновления статьи: 19.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot