Достижения в области психологии
Пономарев Я.А. родился в $1920$ году.
Знаменитый российский психолог являлся специалистом в области психологии творчества и методологии психологии, психологии развития. Яков Александрович является автором концепции о психологическом моделировании творческой деятельности.
В $1972$ году получил звание доктора психологических наук и профессора. За свои научные достижения был удостоен медали Бехтерева в $1991$ году.
В $1939$ году Пономарев поступил на философский факультет Института истории, литературы и философии в Москве. Но приступить к учебе не успел, так как был призван в армию. И уже после демобилизации продолжил учебу на отделении психологии в МГУ, успешно закончив его в $1951$ году.
После окончания учебы работал экскурсоводом-педагогом в Культурном уголке имени Дурова вплоть до $1956$ года.
Начиная с $1957$ года, Пономарев трудился на должности редактора психологической литературы издательства АПНРСФСР.
В $1959$ году Яков Александрович защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование психологических механизмов творческого мышления».
В период с $1961$ по $1966$ год Пономарев работал в Институте психологии РСФСР, где занимался исследованиями интеллектуального развития ребенка. В дальнейшем ученый перешел в ИИЕиТ АНСССР.
В $1972$ году Яков Александрович защитил докторскую диссертацию на тему «Проблемы психологии творчества».
Начиная с $1973$ года, и до своей смерти ученый работал в Институте психологии АНСССР.
Психология творчества
Самые первые исследования Пономарева проводились под руководством Леонтьева. В результате этих исследований был обнаружен факт неоднородности в результате действия по решению мыслительных задач. В этом результате обнаружились как прямые, продукты осознаваемые, так и побочные, продукты неосознаваемые.
На базе данного факта Пономаревым была сформулирована идея психологического моделирования творческой деятельности, включающего в себя изучение неосознаваемых событий при помощи создания специальной системы ситуаций, стимулирующих соответствующую мотивацию и формирующих побочные контролируемые продукты и определяющих роль побочного контролируемого продукта при решении мыслительных задач.
В концепции Пономарева творчество рассматривается как механизм движения, при этом гносеологический механизм психологии творчества формируется за счет экстраполяции представления о стадиях развития способности действовать в уме.
В последующих исследованиях ученым изучался непосредственно психологический механизм творчества, рассматривалась возможность приложения психологии творчества к решению различных общепсихологических проблем, разрабатывались проблемы использования и развития творческого потенциала человека.
В процессе исследований на базе сконструированных Пономаревым экспериментальных процедур и методов было выявлено, что формы поведения ребенка, в процессе развития способности действовать в уме, и поведение взрослого при решении творческих задач сходны между собой.
Был также определен феномен преобразования стадий развития способности человека действовать в уме, в структурные этапы организации психологического механизма решения различных задач. Это привело ученого к обобщению, которое выразилось в законе преобразования этапов развития системы в структурные уровни ее организации и ступени дальнейших развивающих взаимодействий.
Исследования Пономарева опубликованы в следующих монографиях:
- «Психика и интуиция»;
- «Психология творчества»;
- «Знания, мышление, умственное развитие»;
- «Психология творчества и педагогика»;
- «Методологическое введение в психологию»;
- «Психология творчества: общая, прикладная, дифференциальная».