Зависть и её психологические аспекты
Зависть – это враждебное отношение к успехам, моральному превосходству, популярности другого человека.
Современные учебники трактуют зависть как защитную реакцию на угрозу Я, которая возникает из-за невозможность реализации какой-либо потребности.
Рисунок 1. Виды зависти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Структура зависти, считает К.К. Платонов, включает соревнование, страдание от того, что другие имеют желанное, чего нет у какого-то человека, и вызывает этим ненависть к тому, кто имеет это.
Зависть, по мнению М.И. Кандыбович и Л.А. Дьяченко, является социально-психологической чертой личности, которая проявляется в недоброжелательном отношении к другим людям. Завистливый человек, убежденный в том, что он всё знает, не способен учиться и не желает признать тот факт, что кто-то другой может передать ему ценные знания.
Объектом зависти, считает А.Б. Орлова, может быть конкретная вещь, престиж, удовольствие, комфорт, карьерный рост и др. Зависть свойственна любому человеку, она естественна, считает А. Шопенгауэр. Исследования, проведенные К. Муздыбаевым, говорят о том, что зависть присуща людям всех социальных слоев и женщины и мужчины завидуют одинаково.
В жизни человека есть такие периоды, когда склонность к зависти доходит до максимума:
- первый период наступает в 18-24 года – это время получения образования и стремление к конкуренции;
- второй период наступает в 30-34 года, когда человек адаптировался к своей профессии;
- третий период охватывает возраст 55-59 лет и связан с окончанием трудовой активности и интеграцией достигнутого.
Зависть может проявляться в двух вариантах – скрытом и открытом. Человеку свойственно скрывать наличие у себя этого чувства, которое в древности причислялось к семи смертным грехам. При открытом чувстве зависти человек напрямую выражает свою неприязнь объекту завидования.
«Черная» зависть является крайне негативной, отрицательной формой её выражения. Она может проявляться в кознях, интригах, а порой и в стремлении лишить жизни объект зависти. «Черная» зависть ведет к дезадаптации и дестабилизации личности.
Феномен зависти, считают специалисты, может проявляться на сознательном и бессознательном уровне. Проявление зависти на сознательном уровне говорит о том, что человек осознает свое более низкое положение. На бессознательном уровне происходит активизация психологических защит, принимающих участие в её формировании и проявлении.
Ученые и сегодня спорят о том, является ли зависть врожденным чувством или она приобретается в течение жизни.
Таким образом, определения этого понятия различны, но все они отражают факт того, что чувство зависти является проявлением ненависти, проецируемой на другую личность.
Психологические механизмы формирования зависти
Зависть свойственна человеку независимо от его пола и положения, от его темперамента и характера. В истории человечества зависть играла роковую роль, становясь причиной войн и преступлений.
Бескова Т.В. в структуру детерминант зависти включает:
- предпосылку, т.е. неравенство людей;
- универсальные факторы – фрустрированные потребности личности, субъективное превосходство, социальную близость с объектом превосходства;
- внешние условия – макро и микро-социальные условия;
- внутренние условия – уровень онтогенетического развития, когнитивную, мотивационную, рефлексивную, нравственную сферу личности, структуру представлений, установок, ценностей, низкий уровень субъектности личности.
При формировании зависти, таким образом, задействованными оказываются, действующие совместно и усиливающие друг друга взаимопроникающие психологические механизмы. Бескова Т.В. выделяет среди них механизм интериоризации, базовый механизм социального сравнения, в которые встраиваются механизмы категоризации и каузального заблуждения. Эти психологические механизмы могут играть в формировании завистливого отношения субъекта к другим людям, определяющую роль.
Действие психологических механизмов может являться первопричиной формирования благоприятных условий для «взращивания» зависти.
В ряде случаев зависть можно объяснить с помощью теории равновесия Ф. Хайдера. Автор теории считает, что желать можно только потому, что это что-то есть у другого, поэтому он предполагает, что существует мотив, желание одинаковой судьбы, желание равных результатов. Справедливость этой точки зрения подтвердили С.Френкиль и И. Шерик, которые считали, что для возникновения чувства зависти необходимы условия – способность противопоставления Я и объекта, представление о собственности, способность предвидеть и представлять желаемое конечное состояние.
Есть такие теории, которые связывают зависть с самооценкой и представляют её как способ защиты самооценки и способ её регуляции. Следствием возникновения чувства зависти является неэффективность механизмов саморегуляции и более всего подвержены ей люди с незрелым, фрагментированным Я. Из-за того, что Я недостаточно развито, слабо развитыми оказываются и механизмы регуляции.
Чувство зависти возникает при неудавшейся защите самооценки.
По мнению Ю.В. Щербатых детерминантами зависти являются равенство и справедливость, успех и богатство других, обида на свою судьбу, негативное отношение к другим людям, ревность и заниженная самооценка, неумение извлекать пользу из поражений, т.е. выносить уроки, преподнесенные жизнью. Чем ниже самооценка, тем выше уровень зависти.
Я-концепция
Человек, взаимодействуя с материальным миром, создает образ собственного Я.
Психолог и философ С.Л. Рубинштейн считал, что образ личного Я интегрируется в новые связи постоянно и, благодаря этому, выступает в новых качествах, показывая свою новую сторону с новыми свойствами. Со временем происходит формирование обобщенного представления о своем Я. Собственное Я формируется из разрозненных образов и включает в себя представления человека о своей натуре, выражаясь в «Я-концепции».
Сформированная в процессе познания человеком самого себя, «Я-концепция» не дается ему раз и навсегда. Её адекватность и зрелость меняется в течение реальной жизни. Она оказывает на психику человека и его мировоззрение огромное воздействие и является фактором формирования поведенческого типа человека.
«Я-концепцию» составляют три основных компонента:
- когнитивная составляющая – это представления о себе,
- оценочная составляющая – самооценка,
- поведенческая составляющая – поведение, обусловленное образом Я и самооценкой.
«Я-концепция» является целостным образованием, компоненты которой находятся во взаимосвязи друг с другом, хотя и отличаются некоторой самостоятельностью.
У человека «Я-концепция» выполняет три функции:
- обеспечивает внутреннюю согласованность личности и его поведенческую устойчивость. Если, получаемый человеком новый опыт, не расходится с его видением себя, то «Я-концепция» принимает его легко. В случае несогласованности этого опыта с имеющимся образом он может быть отвергнут. В результате «Я-концепция» остается уравновешенной даже при угрозе со стороны реального опыта;
- определяет характер понимания человеком получаемого опыта. Разные ситуации и события проходят через внутренний фильтр и подвергаются переосмыслению, соответствующему «Я-концепции»;
- служит основой ожиданий человека, его представлений о том, что может случиться.
Уверенные в своей значимости люди и от других ожидают, что они будут относиться к ним соответствующим образом.
Сомневающиеся в своей ценности люди, максимально ограничивают свои социальные контакты, считая, что они никому не нужны.
Развитие личности каждого человека, его деятельность и поведение, таким образом, всегда будет обусловлены воздействием «Я-концепции».