Сущность понятия «учебная самостоятельность»
Учебная самостоятельность школьника – это личностное качество ученика, для которого характерны познавательная инициативность, предвидение содержания учебной деятельности, умение осуществлять учебные действия, контролировать и оценивать эти действия.
Учебную самостоятельность Г.А. Цукерман рассматривает как «проявление способности ребенка к саморазвитию. Механизмом этой способности является рефлексия, которая формируется средствами учебной работы. Цукерман считает, что умение учиться – это есть характеристика субъекта учебной деятельности, который может самостоятельно выйти за пределы своей компетентности, чтобы найти способы действия в новых для него ситуациях.
Учебная самостоятельность, по мнению Н.В. Виноградовой – это умение ставить перед собой учебные задачи и решать их. Ребенок свою потребность в самостоятельности реализует через познавательную активность, инициативу, творческую направленность.
По мнению исследователей О.С. Островерх, О.И. Свиридовой, А.Г. Мокроусовой, самостоятельным учебным действием будет такое, при котором школьник организует свою подготовку самостоятельно. Это значит, что содержание работы он соотносит со своими возможностями, самостоятельно принимает решение о завершении подготовки и начинает работать на отметку.
В учебной самостоятельности эти авторы выделяют три основные характеристики:
- ребенок самостоятельно ставит индивидуальную цель;
- ребенок занимается поиском способов достижения поставленной цели;
- в ситуации выбора ребенок самостоятельно принимает решение.
Учебная самостоятельность, по мнению М.П. Кашина, подразумевает способность ребенка к рефлексии, что значит, умение выявить недостающее, определить, что известно, осознать задачу как новую и самостоятельно продвигаться вперед, обращаясь к авторитетным источникам.
Таким образом, учебная самостоятельность – это теоретическое обозначение явления вовлеченности ребенка в самостоятельную познавательную деятельность для того чтобы достичь определенных целей.
К такому же выводу приходит в своих работах Г.И. Щукина, которая самостоятельную работу ребенка в обучении определяет как «форму воспитания познавательной активности и самостоятельности».
Феномен учебной самостоятельности имеет внешние и внутренние признаки. Внешние признаки связаны с планированием деятельности и выполнением заданий без помощи учителя, контроль над ходом работы, её корректирование и совершенствование.
Учебная самостоятельность, по мнению исследователей этого феномена, может развиваться с применением деятельностного подхода, повышающего эффективность образования. Исследователи также отмечают, что самостоятельный подход к обучению обеспечивает процесс активного самостоятельного освоения ребенком знаний и опыта через мотивированное решение учебных задач.
Формирование учебной самостоятельности является сложным и многоплановым процессом, развернутым во времени.
Учебная самостоятельность младших школьников, таким образом, определяется как интегративное качество личности, которое проявляется:
- в способности самостоятельно ставить учебную цель;
- в планировании учебной деятельности;
- в нахождении способов реализации целей;
- в контроле учебного процесса и оценивании его результата.
Школьная тревожность и её проявления у младших школьников
Вопрос школьной тревожности на сегодняшний день является одним из актуальных. Её феномен описан в многочисленных психолого-педагогических трудах. Например, Р.С. Немов, рассматривал школьную тревожность как «постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека, приходящего в состояние беспокойства, страха и тревоги в тех или иных социальных ситуациях».
Школьная тревожность, по мнению С.С. Степанова, является переживанием эмоционального неблагополучия, которое связано с предчувствием неудачи или опасности.
Прихожан А.М. считает, что школьная тревожность является специфическим видом тревожности взаимодействия ученика с различными компонентами образовательной среды школы. На основе ситуаций она выделяет такие виды школьной тревожности - учебную тревожность; самооценочную тревожность; межличностную тревожность.
Исследования, посвященные этой проблеме, отмечают, что оптимальный уровень школьной тревожности для эффективного приспособления и действительности, просто необходим.
Оптимальная учебная деятельность в школе возможна при условии систематического переживания тревоги по поводу школьных событий. Адекватная тревожность, с точки зрения Д.А. Радулевич и И.А. Рудакова, обладает адаптивной, стимулирующей, смыслообразующей функцией.
Симптомами тревожности младших школьников являются неудовлетворительное состояние физического здоровья, агрессивность и раздражительность, скрывающие, таким образом, эмоциональный дискомфорт, нежелание посещать школу. Непрямым свидетельством высокой школьной тревожности может быть старательность при выполнении заданий.
К симптомам эмоционального неблагополучия А.М. Прихожан относит высокий уровень обучаемости, повышенное чувство ответственности и переживание неудачи.
Фактор школьной тревожности может быть связан с внутренним конфликтом – это отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий. Не справляясь с каким-либо заданием, ребенок отказывается от дальнейших попыток, объясняя неудачу отсутствием способностей.
Проявление такой тревожности характерно для слабых классов, ученики которых на уроках работают меньше и не выполняют домашние задания.
Прихожан А.М. к особенностям тревожных детей относит те ситуации, когда ребенок не способен в работе выделить основную задачу и сосредоточиться на ней.
Тревожные дети говорят сбивчиво, взахлеб, часто краснея и жестикулируя, причем независимо от того, как они знают учебный материал урока. Дети с высоким уровнем школьной тревожности чаще всего являются очень неуверенными в себе с неустойчивой самооценкой.
Учебная самостоятельность и школьная тревожность
Проведенные эмпирические исследования показали, что все факторы школьной тревожности и учебная самостоятельность имеют обратную зависимость.
Данное обстоятельство говорит о негативном влиянии школьной тревожности на формирование учебной самостоятельности младших школьников.
Результаты проведенных исследований показали, что низкий уровень учебной самостоятельности больше всего сопровождается таким фактором как фрустрация потребности в достижении успеха.
Когда ребенок не чувствует себя успешным и не верит в то, что способен достичь успеха, то учебная самостоятельность имеет минимальные шансы к развитию.
Отрицательное влияние на становление учебной самостоятельности младших школьников имею такие факторы школьной тревожности как страх самовыражения, социальный стресс, низкая сопротивляемость стрессам.
Дети с высоким уровнем школьной тревожности имеют характерные особенности. Их объединяет учебная деятельность, которая является малоэффективной, низкий уровень успеваемости, низкий уровень учебной самостоятельности.
Дети с умеренной тревожностью не имеют общих характеристик учебной деятельности.
Также в ходе исследования были выявлены общие характеристики детей, имеющих высокий уровень учебной самостоятельности. Для этой группы детей характерно благоприятное эмоциональное состояние, благодаря которому есть возможность развития социальных контактов – это говорит о том, что у них нет переживания социального стресса.
Младшие школьники с высоким уровнем учебной самостоятельности находятся в благоприятных условиях, которые позволяют им удовлетворять потребности в достижении успеха и получать хорошие результаты.
Также по данным исследования младшие школьники с высоким уровнем учебной самостоятельности отличаются психофизиологической организацией, которая дает им возможность приспосабливаться к ситуациям, имеющим стрессогенный характер.
Таким образом, благоприятными условиями для становления учебной самостоятельности младших школьников будет:
- возможность для самовыражения и достижения успеха;
- минимум социального стресса;
- укрепление и поддержка соматического здоровья, оказывающего влияние на сопротивляемость стрессам.
Феномен школьной тревожности, таким образом, оказывает негативное влияние на уровень учебной самостоятельности младших школьников.