Понятие и сущность самооценки
Самооценка – это комплекс представлений человека о самом себе, сформировавшийся на основании мнения о нем окружающих.
Принято считать, что самооценка оказывает большое влияние на формирования образа собственного «Я» или Я-концеции. Обусловлено это тем, что человек сознательно или бессознательно всегда сравнивает себя с другими людьми. Сравнение дает человеку возможность представит «лучше» или «хуже» он других, а может «такой же» как все. Оценке подвергаются важные и значимые для общества качества личности.
Таким образом, в основе самооценки личности заложены социально значимые ценности, без которых нельзя добиться уважения и признания в обществе.
В психологии выделяют два вида самооценки:
- Адекватная (оптимальная) самооценка – в некоторой степени, верно отражает личные качества и способности, представления человека о самом себе, своем месте в обществе. 2.Неадекватная (неоптимальная) самооценка – в данном случае самооценка человека может быть как завышенной, так и заниженной, то есть не отражать истинного уровня своих качеств и способностей.
В структуре самооценки психологи выделяют два компонента: когнитивный и эмоциональный:
- Когнитивный компонент – состоит из знаний и представлений человека о самом себе, собственных умениях, способностях, возможностях, сильных и слабых сторонах. Формирование данного компонента осуществляется в процессе познания окружающего мира и самопознания самого себя.
- Эмоциональный компонент – подразумевает отношение человека к самому себе, различным проявлениям своей личности. В данном случае, имеются в виду те эмоции, которые человек испытывает пот отношению к себе (одобрение, неодобрение, самоуважение, любовь, неприятие и т.п.).
Факты и гипотезы о взаимосвязи самооценки и структурных особенностей личности
Взаимосвязь самооценки и структурных черт личности является достаточно актуальной проблемой в области психологии. Данная проблема рассматривалась такими учеными психологами как А.В. Захарова, И.С. Кон, В.В. Столин, Е.В. Шорохова, Б.Г. Ананьев и многими другими. Они рассматривают основные черты личности и самооценку как один из элементов самосознания, являющийся важнейшим личностным образованием.
В соответствии со структурно-динамической моделью самооценки, разработанной А.В. Захаровой, самооценка личности входит во многие отношения и связи иных психических образований, а процесс их взаимодействия носит исключительно диалектический характер. Данный характер взаимодействия обусловлено тем, что самооценка выступает в качестве одной из важнейших детерминант последующего развития структурных частей личности.
В то же время, такие ученые как Б.Г. Ананьев и Е.В Шорохина, определяют самооценку как качественное своеобразие личности и ее характер взаимодействия с окружающими людьми. Так, от имеющихся у человека индивидуальных черт личности зависит уровень обобщенности и осознанности самооценки. Данное определение предусматривает исследование психологических особенностей самосознания человека как одной из важнейших задач современной психологии.
В настоящее время большое значение в выявлении взаимосвязи самооценки и некоторых структурных особенностей личности, отводится изучению такого свойства личности как рефлексивность. Обусловлено это тем, что именно наличие у человека рефлексивности позволяет ему «посмотреть на себя со стороны», адекватно оценить свои возможности и личностные качества.
Таким образом, рефлексивность оказывает большое влияние на формирование у человека самооценки, а кроме того, именно она выступает в качестве показателя уровня ее развитости.
Значительная часть психологических исследований посвящена изучению взаимосвязи между самооценкой и таким структурным компонентом личности как тревожность. В настоящее время имеют место быть данные о корреляции некоторых показателей самооценки с тревожностью как чертой личности человека. В соответствии с этой корреляцией считается, что чем выше уровень самооценки человека, тем ниже у него уровень тревожности, и наоборот.
Так, в исследованиях Р. Бернса выделены два межличностных фактора тревожности:
- Низкая самооценка и наличие у человека сомнений в собственных способностях успешно взаимодействовать с окружающими людьми. Данное положение вызывает у человека тревожность, ощущение неуверенность в себе.
- Расхождение между самооценкой и оценкой человека со стороны других людей.
Еще одной концепцией взаимосвязи самооценки и структурных особенностей личности, является концепция Е.А. Залученова и Л.В, Бороздиной, которые в своих исследованиях рассматривают триаду личностных образований:
- Самооценка
- Уровень тревожности
- Уровень притязаний.
В соответствии с данной концепцией снижение уровня самооценки оказывает непосредственное влияние на эмоциональную сферу (тревожность), что в последующем сопровождается дивергенцией в области притязаний (выбор цели).
Особо необходимо отметить исследования по проблеме взаимосвязи уровня самооценки и личностных качеств у подростков. В ходе проведенных исследований, в частности С. Куперсмитом, было выявлено, что подростки, имеющие высокий уровень самооценки обладают такими личностными качествами как самостоятельность, коммуникабельность, независимости в суждениях и убежденность в успешности любой начатой деятельности. Подростки с низким уровнем самооценки менее успешны в деятельности, не в полной мере реализуют свои силы, испытывают сложности в общении и взаимодействии с другими людьми.
Таким образом, целостная система самооценка включена во множество связей и отношений с другими психическими образованиями, в том числе с чертами личности, взаимодействие с которыми носит диалектический характер: будучи обусловленной ими, самооценка в то же время сама выступает важнейшей детерминантой их дальнейшего развития.