Влияние речевого нарушения на личность подростка
Речевое нарушение – это отклонение речи от языковой нормы, проявляющееся в нарушениях звукопроизношения, лексико-грамматического строя, темпа, ритма речи.
В формировании речи как сложнейшей психической функции, принимает участие множество различных психофизиологических процессов. Формирование и функционирование речевой деятельности происходит в тесной связи с психикой ребенка.
Формирование высших форм познавательной деятельности и способности к понятийному мышлению, происходит в процессе речевого развития. Значение слова представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и в какой-то степени возникают независимо друг от друга.
Нарушение речи отрицательно сказывается на психическом развитии ребенка, тормозит его умственное развитие и отражается на поведении и познавательной деятельности, потому что речь тесно взаимосвязана с мышлением.
Для подросткового возраста характерно активное развитие интеллекта, абстрактного мышления, обобщения, речи, которая в межличностном общении становится особо значимой. Что касается развития мотивационной стороны личности подростков с нарушениями речи, то она изучена ещё недостаточно. Если к старшему возрасту у ребенка в норме отмечается высокий уровень развития, то при нарушенном развитии формирование мотивационной сферы имеет свои особенности.
Патология речи, по мнению Ю.В. Назаровой, как и другое отклонение в целом преображает портрет личности, изменяет систему его потребностей, целей, мотивов. В жизни ребенка, имеющего отклонения в развитии, опасным является тот критический период, считает Л. Пожар, когда он осознает, что отличается от других детей и субъективно старается сформировать свой прогноз жизни. В общении подростки испытывают трудности как объективного, так и субъективного характера. У подростка, имеющего речевые ограничения, могут сформироваться такие качества характера как:
- застенчивость,
- замкнутость,
- негативизм,
- нерешительность,
- чувство неполноценности.
Поведение ребенка с речевыми дефектами отличается низкой активностью и настроением, тревожностью, раздражительностью и подавленностью. Значительная часть детей и подростков с нарушениями речи в общении с взрослыми и сверстниками испытывает затруднения, а отсутствие полноценного общения может привести к выпадению из компании.
При продолжительном коррекционном обучении может сформироваться стадия компенсации речевого дефекта, что выражается в выравнивании различных компонентов языковой системы. Речевые нарушения у старшеклассников имеют скрытый характер и проявляются сильнее и отчетливее в письменных работах.
Развитие подростков с тяжелым нарушением речи (ТНР) характеризуется отставанием темпа развития положительных качеств личности, а не только речевого развития.
Интеллект – условие личностного развития
Интеллект, с точки зрения структурного подхода, является совокупностью познавательных способностей.
Л. Полани, рассматривал интеллект как один из видов приобретения знаний. Другие авторы считают, что приобретение знаний – это только служебный момент по отношению к их применению при решении той или иной жизненной задачи. По мнению К. Спирмена интеллект не зависит от личностных черт человека и не включает в свою структуру такие качества как интересы, мотивация достижений, тревожность, которые не являются интеллектуальными.
Позже Спирмен выделяет четыре типа интеллектуальности. Для первого типа характерна быстрота понимания нового, для второго типа – полнота познания, отличительной чертой третьего типа является «здравый смысл», а для четвертого характерна оригинальность решений.
Терстоун рассматривал интеллект как способность тормозить импульсивные побуждения до того момента, пока исходная ситуация не будет осмыслена личностью.
Что касается отношений между психометрическим интеллектом и школьной успеваемостью, то, по мнению В.Н. Дружининой, не удалось выделить общую обучаемость как способность аналогичную общему интеллекту. Интеллект является не единственным фактором успешности обучения. Проведенные исследования говорят о том, что успешные оценки – уровень IQ, свидетельствуют о наличии сложной зависимости между интеллектом и успеваемостью.
Дальнейшие исследования показали, что главная причина низкой успеваемости детей, имеющих высокий интеллект, заключается в отсутствии учебной мотивации.
Для учебной деятельности существует «нижний порог» IQ: успешно учиться будут те, чей интеллект выше некоторого значения, определяемого требованиями.
Исследователи пытаются установить взаимосвязь личностных черт и уровень развития интеллекта, их основные попытки связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Поскольку эта тема в отечественной психологии разработана мало, то данные разных исследователей часто бывают противоположными.
Образование, считал Ф. Гальтон, оказывает влияние на развитие таланта только в той степени, в какой тренировка может усовершенствовать физические качества человека. В том и другом случае существует определенный предел, выше которого человек, даже при напряженных занятиях, не сможет подняться.
Таким образом, в пределах факторной теории личности нет ответа на вопрос о связи интеллекта и личностных черт человека.
Взаимосвязь мотивации и интеллектуального развития подростков с ТНР
Взаимосвязь мотивации подростка с ТНР и его интеллектуального развития определяется с помощью теста Векслера, пиктограммы «Конструктивность мотивации» и методики Дембо-Рубинштейн.
Для проведения эксперимента подросток получает лист бумаги и карандаш, ему объясняют, что поверяется его память. Для выполнения работы предлагается 16 слов, например, болезнь, счастье, разлука, темная ночь, которые он должен нарисовать, ничего не записывая, чтобы затем вспомнить данное слово.
Качество рисунка не учитывается, а время, отводимое на них, ограничивается 1-2 минутами.
Листок с рисунками отдают подростку через час и просят вспомнить те слова, которые он нарисовал. Обработанные результаты заносятся в протокол.
Количество правильно воспроизведенных слов говорит об объеме опосредованной памяти. По объему она должна быть больше непосредственной памяти и для детей в норме составляет 10 слов.
Результаты задания показывают уровень процессов обобщения и отвлечения. Отказ ребенка рисовать то или иное слово говорит о его личностных особенностях и проблемах.
Рисунки оцениваются по критериям – «адекватность», «восстанавливаемость понятий через отсроченный период» – у ребенка в норме восстанавливаемость высокая, более 80%, что является показателем памяти в мышлении. Следующий критерий оценки «конкретность-абстрактность». Конкретность оценивается в 1 балл, а абстрактный характер рисунка оценивается в 3 балла. Сумма экспертных оценок необходима для определения среднего балла, который в норме соответствует 2 баллам.
Четвертый критерий «Стандартность-оригинальность». Совпадение образов у разных испытуемых говорит о стандартности выполнения задания и оценивается 1 баллом, а промежуточные варианты оцениваются 2 баллами. Определяются средние данные, которые в норме соответствуют 2 баллам.
Результаты методики «Конструктивность мотивации» позволяют сделать предварительное заключение об основном типе мотивации.
Основная часть подростков с ТНР обнаружила средний уровень вербального интеллектуального показателя. Что касается их самооценки, то она в условиях коррекционной школы оказывается завышенной, низкая самооценка не отмечается.
Это можно объяснить тем, что свой режим дня они не планируют и домашние задания выполняют в школе под контролем учителей.
В ходе исследования было обнаружено, что конструктивность мотивации связана с познавательными способностями, т.е. она выполняет роль опосредствующего звена между речевым нарушением и его компенсацией при достаточных познавательных способностях.
Проведенные исследования показали, что мотивация связана с познавательными способностями.