Эмоциональный интеллект — это способность индивида отслеживать свои и чужие чувства и эмоции, различать и анализировать их и использовать полученную информацию для определения направления своих действий.
Удовлетворённость сотрудников и влияющие на нее факторы
Руководитель с целью обеспечения максимальной эффективности своей деятельности вместе с формальными управленческими функциями играет роль мотиватора и морального лидера. Этим он повышает заинтересованность и работоспособность своих подчиненных, поддерживает оптимальную атмосферу в коллективе. В данной сфере осуществлялись разнообразны исследования. Они показали, что социальные и эмоциональные потребности работников играют не меньшую роль в их мотивации к работе, чем материальные.
Ученые отметили, что чем больший интерес и участие проявляет руководитель к проблемам своих подчиненных, тем выше становится степень удовлетворенности их своей работой. Данные наблюдения становятся впоследствии начальной точкой для разработки тренингов и обучающих программ. Они необходимы для руководителей и концентрируются на развитии их социально-эмоциональной компетентности.
Д. Гоулман считал, что любое лидерство всегда обладает эмоциональной первоосновой, поэтому большая доля компетентностей, требующихся для успешной работы руководителей, имеет социальную и эмоциональную природу. В современных компаниях перед руководством, как правило, стоит задача сформировать в коллективе благоприятную атмосферу. Оно должно направить коллективные эмоции в необходимое русло, так как от успеха реализации данной функции во многом будет зависеть продуктивность групповой работы.
Эффективные руководители не только варьируют стиль своего руководства в соответствии с ситуацией. Они обладают способностью использовать многообразное количество навыков, которые относятся к эмоциональному интеллекту. Если заразить коллектив своим оптимизмом, то сотрудников появляется дополнительная мотивация к работе.
Понятие эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект (эмоциональная компетентность) — это категория, объединяющая способности человека эффективно определять эмоций окружающих и умение подстраиваться под их эмоциональное состояние. Подобное умение вкупе с навыками взаимодействия с членами коллектива, может оказаться незаменимым в случае, когда речь идет об областях деятельности, в которых необходимо непосредственно общаться с окружающими.
В любом случае профессиональная успешность личности имеет связь с знаниями, умениями и навыками, эрудицией и способностью к мышлению в целом. Все перечисленное представляет собой составляющие интеллекта. Тем не менее, в большей части случаев не всегда бывает достаточно высокого уровня общего интеллекта.
Концепция эмоционального интеллекта стала следствием развития представлений о социальном интеллекте. Основная причина выделения социального интеллекта в качестве отдельной черты (способности) заключается в частом несоответствии уровня общего интеллекта успешности личности в процессе взаимодействия с социальной средой.
Способность понимать эмоции означает, что индивид способен распознать наличие их у себя или у других, он идентифицирует и называет их, понимает причины, которые вызвали ту или иную эмоцию. Способность управлять эмоциями состоит в контроле их интенсивности, включая их внешние проявления. Также сюда относится способность произвольно вызвать у себя необходимый спектр эмоций.
Понимание и управление могут концентрироваться как на своих эмоциях, так и на эмоциях окружающих, поэтому было выделено 2 элемента эмоционального интеллекта:
- внутриличностный,
- межличностный.
В рамках представленного подхода эмоциональный интеллект объединяет в себе когнитивные способности и характеристики личности.
Связь удовлетворенности сотрудников и эмоционального интеллекта руководителя
Одно из самых популярных направлений в исследовании эмоционального интеллекта представлено изучением его значения в эффективности лидерства и руководства. Уровень эмоционального интеллекта руководящего сотрудника (особенно среднего звена) напрямую связан с удовлетворенностью трудового коллектива.
Удовлетворенность связана с эмоциональным интеллектом, поскольку представляет собой фактор, влияющий на эффективность работы руководителя среднего звена. Это необходимо рассматривать наряду с другими характеристиками, включая традиционно описываемые социально-демографические (возраст, половая принадлежность, образование) и психологические (темперамент, способности, черты личности). В спектр проблем психологии по традиции попадает стиль руководства и гендерные особенности руководства в качестве факторов эффективности.
В этой теме относительно неоднозначным и вызывающим споры остается вопрос, касающийся эффективности деятельности руководителя. В теории она заключается в отношении по некоторым критериям достигнутого результата действий к максимально достигаемому или заранее запланированному.
На практике фиксация показателей успеха работы руководителя и, как следствие степени удовлетворенности сотрудников, представляется чрезвычайно сложной задачей. Большое количество исследований современных психологов были посвящены поиску оптимальной модели руководства, при этом большая часть из них ориентирована на внешние и групповые критерии.
Основной критерий эффективности работы руководителя состоит в конечном результате труда всего коллектива. Он включает в себя вклады всех работников. В качестве источников выделения показателей успешной работы служат:
- показатели производительности труда,
- информация о персонале,
- оценочные данные.
Такие критерии можно отнести к множеству прочих факторов. Они относятся не только к деятельности конкретного лица, но и к характеристике компании в целом. Помимо прочего, показателем удовлетворенности выступает также отношение подчиненных друг к другу и к самому руководителю, в частности.
Кроме показателей групповой эффективности необходимо обратить внимание на психологические показатели, которые касаются самого руководителя. Они включают самооценку, мотивацию, рефлексию эффективности и удовлетворенность своей работой. Их можно отнести к внутренним переживаниям, ощущениям и представлениям самого руководителя.