Взаимосвязь экстраверсии (интроверсии) и эмпатии подробно описывал К. Г. Юнг. Он рассматривает эмпатию с точки зрения выведенных им базовых типов жизненных установок (экстраверсия/интроверсия).
Особенности эмпатии
Юнг определял эмпатию как «интроекцию объекта», представляющую собой акт объективирования (уподобления) объекта субъекту. По своей сущности эмпатия это форма утверждения воли к жизни. Эмпатировать человек способен только в органическую, естественно-верную форму, которая стремится к жизни.
В форме эмпатии может отражаться тип жизненной установки или ориентации. Производными от этого показателя считаются:
- Мировоззрение;
- Поведение;
- Характер творческого выражения и др.
Либидо, которое Юнг понимал как психическую энергию человека в целом, способно получать при наличии эмпатии ярко выраженную направленность наружу. Данный тип направленности и является свойством экстраверсии.
Экстравертную установку определяют не только ориентацией на объективную реальность, также была отмечена отзывчивость экстравертов и их потребность присоединения (проявляется в непрерывном внимании к окружающему, стремлении иметь друзей и др.).
Этика и философия жизни экстраверта наделены альтруистической природой и коллективистскими чертами. Такие люди живут другими людьми (в них, через них). Очевидно, что такому лицу в большей степени свойственна эмпатия.
Юнг писал:
«Человек, который находится в экстравертном состоянии, проявляет мысли, чувства и поступки в отношении объекта таким образом, столь прямо и с такой внешней наглядностью, что нет никакого сомнения в его позитивной установке по отношению к объекту. Экстраверсия интеллектуальна, поэтому субъект вдумывается в объект. Когда ее осуществляют чувством, то субъекты вчувствываются в объект. В состоянии экстраверсии есть большая, если не исключительная, обусловленность объектом».
Эмпатия и ее связь с экстраверсией и интроверсией
Юнг рассматривал мышление и чувства как рациональные функции сознания. Если эмпатия представляет собой «вчувствование» и «вдумывание» в объект, то ее можно считать сознательной установкой, которая была противопоставлена абстрагированию.
Как правило, потребность в эмпатии способствует проявлению экстраверсии, а потребность в абстрагировании ведет к интроверсии. Для эмпатии характерна некоторая готовность доверия субъекта в отношении объекта. Стремление к эмпатии связано со счастливым, доверчивым, детским, изначально активным и добрым отношением к внешним явлениям мира.
Эмпатия предполагает рассмотрение объекта до известной степени пустым, наполняя его своей жизнью. Напротив, абстрагирование — это следствие большой внутренней тревоги индивида, которая вызвана внешним миром. Для абстрагирующего человека объект живой и действующий, поэтому он должен от него защититься, уклоняясь от его воздействия.
Таким образом, категория «эмпатия» в качестве свойства экстравертной установки может способствовать ассимиляции во внешнем мире. Процесс абстрагирования служит защитой от внешнего мира.
Эмпатия представляет собой тип восприятия, в соответствии с которым индивид с помощью чувств может вкладывать определенное психическое содержание в объект. В этом процессе формируется очень тесная связь между ними. Таким образом, субъект начинает ощущать себя в объекте. При эмпатии для человека характерно одухотворение вещей. Он как бы переносит в объект бессознательные содержания.
Экстраверт — это эмпатийный человек, так как рассматривает мир с позиции нужды в его участии и чувстве для наличия жизни и души. Интраверт, напротив, проявляет стремление поберечь жизнь и душу от активного участия мира в них. Если отследить механизм эмпатии более тщательно, то можно обнаружить, что и она играет роль защиты (субъект защищается от самого себя, от своих внутренних беспредельных фантазий, потребности действовать).
Объект, с которым предпочитает слиться эмпатирующий, имеет для него значение начала ограничительного и организующего характера. Эмпатирующий человек проявляет стремление всего себя вложить в объект (безотносительно к желанию объекта), испытывая себя в нем. По этой причине требуется, чтобы разница между ними была небольшой.
Роль эмпатии в экстраверсии/интроверсии
Благодаря бессознательному акту эмпатия играет роль познания. Данный механизм заключается в том, что абстрагирующее лицо видит мир живым и действующим, проявляя попутку защититься от него. Если же объект обладает для него магической силой и значением, то для эмпатирующего индивида магическую силу и роль играет он сам как субъект.
Эмпатия имеет основу в виде магического значения субъекта, который овладел объектом через мистическую идентификацию. Например, с одной стороны, первобытные люди находятся под магическим воздействием силы фетиша, так, с другой стороны, они считают себя чародеями и аккумуляторами магической силы, которая «заряжает фетиш».
В акте «мистической идентификации» присутствует постоянное бессознательное абстрагирование. Оно способно сделать объект неодушевленным для защиты от него. Здесь в пределах акта мистического отождествления сливается эмпатийность и абстракция на глубинном уровне бессознательного.
Юнг отмечал, что из первоначального неодушевленного состояния объектов исходит доверчивое отношение эмпатирующих лиц в отношении мира, поскольку нет ничего, что могло являться для них опасностью и повлиять. Они думают, что только сами наделяют объект жизнью и чувством. Таким образом, эмпатирущий неосознанным образом наслаждается самим собой в объекте.
Данный вывод противоречил общей установке экстраверсии и утверждению воли к жизни (альтруистической ориентации). Спорным считается, что «наслаждение собой» и «неодушевленное состояние объекта» коррелируют с эмпатией. Тем не менее, не стоит забывать, что Юнг анализировал психологический механизм эмпатии, не учитывая нравственно-этический аспект данного феномена. Осталось добавить, что «наслаждение собой» не исключило, а в случае экстраверта даже предполагает способность «наслаждения другими».