Акцентуации характера — это чрезмерно выраженная, но находящаяся в пределах клинической нормы черта характера.
Акцентуации гипертимного и циклоидного типа, их воздействие на общение
Существует большое число акцентуаций, в большинстве ситуаций они проявляются в подростковом возрасте. Так, подростки с гипертимным типом акцентуации склонны к властно-лидирующему и прямолинейно-агрессивному стилю общения. Для них характерны следующие черты:
- неудержимая активность в коммуникации,
- энергичность в общении,
- склонность демонстрировать свои сильные стороны,
- чрезмерная общительность.
Если такому человеку не удается быть в центре внимания, то у него могут проявиться агрессивные модели поведения. Он начинает высказываться прямолинейно, упрекает, критикует партнеров. Все это приводит к прекращению коммуникации и переключению на других партнеров по общению.
Кроме того, гипертимы не любят брать на себя ответственность за результат общения и даже не задумываются о восприятии их действия окружающими. Им не присуще великодушие, они непостоянны в дружеских связях.
Индивиды с циклоидной акцентуацией отличаются амбивалентностью стилей общения. С одной стороны, когда такой человек находится в приподнятом настроении, мобилизован, коммуникативно активен, он актуализирует независимо-доминирующий стиль взаимодействия. При этом демонстрируется самодостаточность, уверенность, автономность, самостоятельное выстраивание модели собственного поведения.
С другой стороны, когда настроение у них падает, люди с циклоидной акцентуацией больше склонны к зависимо-послушному стилю общения, болезненно воспринимают критику, пытаются подстроиться под более уверенного партнера, уклоняются от вербализации своих мыслей и чувств, послушно выполняют поставленные перед ними требования.
Игные типы акцентуаций и их воздействие на общение
Для лиц, обладающих астено-невротической акцентуацией, присуща повышенная утомляемость, раздражительность, чрезмерная фиксация на негативных коммуникативных опытах. Они склонны придумывать несуществующие препятствия в общении, приписывая партнеру отрицательные коммуникативные установки.
Их восприятие часто приводит к трудностям сотрудничества, они не умеют действовать в условиях конкуренции и не могут ощущать себя независимыми, свободными, самостоятельными в общении. Такой подросток, например, предпочтет недоверчиво-скептический стиль отношений.
Для сенситивного типа акцентуации характерен зависимо-послушный стиль общения, который препятствует актуализации властных (лидирующих) и прямолинейных (агрессивных) моделей межличностных отношений. Если рассматривать ребенка с такой акцентуацией, то для него характерны такие качества:
- Впечатлительность,
- Робость и застенчивость,
- Наличие комплексов,
- Страх быть непонятым и осмеянным.
- отказ от своих притязаний и намерений в общении.
Подросток с такой акцентуацией становится послушным, тихим, безликим, зависимым от более успешных и смелых сверстников. Он не будет стремиться к лидерству, боится открыто выступить с контраргументами и не способен отстоять свою позицию.
Для психастенического типа акцентуации характерны недоверчиво-скептический и покорно-застенчивый стиль общения, включая чрезмерный самоконтроль и рефлексию коммуникативных действий, нерешительность и робость. Все это приводит к скептическому отношению к партнеру, появлению недоверия, страха неправильно понять собеседника, допустить ошибку.
Шизоидному типу акцентуации присуща замкнутость, отчужденность, автономность. Таким людям сложно устанавливать близкие отношения, самовыражаться в общении. Это обусловило выбор недоверчиво-скептического и зависимо-послушного стиля общения. При этом выражение данных стилей весьма специфично.
По причине закрытости и отчужденности человека с подобной акцентуацией недоверчиво-скептический стиль проявляется через настороженные, пристальные взгляды на партнера, увеличение дистанции, уход от вербализации.
Что касается зависимо-послушного стиля, то он находит проявление в молчаливом согласии и автоматическом исполнении требуемых действий. Подростки в этой акцентуации испытывают трудности при установке межличностных контактов, для них характерно неустойчивое внутреннее состояние, которое затрудняет целенаправленное поведение и способствует наступлению эмоциональной напряженности.
Эпилептоидная акцентуация человека в большей мере относится к использованию независимо-доминирующего и прямолинейно-агрессивного стиля общения. Это может проявляться через повышенную возбудимость, требовательность к другим, авторитарность, доминантность, вспышки агрессии в ситуациях общения.
Если рассматривать подростковый возраст, то такие дети не выносят критики, отстаивая свою правоту силой. Они стремятся к подчинению более слабых сверстников, вымещению на них своих деструктивных эмоций. В случае, когда это не получается, они способны использовать манипулятивные стратегии (лесть, шантаж, обман).
Человек с такой акцентуацией склонен упорно отстаивать свое мнение, неуступчив, категоричен в утверждении своей независимости, уверен в своей правоте. Для него присуща внешняя обвиняющая реакция на неблагоприятные коммуникативные ситуации, любовь к вниманию и предпочтение участия только в тех коммуникативных ситуациях, где он будет изначально успешен, принят и одобрен.
Для неустойчивого типа акцентуации характерно то, что он положительно не связан ни с одним из стилей межличностного общения. Это отражает нестабильность, неустойчивость коммуникативных характеристик. Такие люди, с одной стороны, не любят зависеть, подчиняться другим. С другой стороны, они не готовы лидировать, бояться проявлять независимость и агрессивность.