Конфликтное поведение — это агрессивное поведение индивида, направленное на утверждение своих интересов и ограничение (недопущение реализации) интересов др. стороны конфликта.
Особенности конфликтного поведения подростков
Конфликтные ситуации являются неотъемлемой частью нашей жизни, поскольку сопровождают индивида с самого рождения и до глубокой старости. В них люди отстаивают собственную точку зрения, устанавливают взаимоотношения с окружающими людьми и, в конце концов, познают самих себя.
Конфликт представляет собой отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть представлены отдельными субъектами и даже группами. Каждая сторона начинает делать все, чтобы приняли её точку зрения, мешая другой стороне делать то же самое.
Если человек думает о конфликте, то, как правило, он его ассоциирует с агрессией, угрозами, спорами и враждой. В результате появляется точка зрения о том, что конфликт — это нежелательное явление и его необходимо незамедлительно разрешать в момент возникновения. Но во многих случаях он помогает выявлять разнообразие точек зрения, давая дополнительную информацию и помогая определить большее число альтернатив (проблем).
Конфликтное поведение в подростковом возрасте — это очень распространенное явление, поскольку этот период считается кризисным. Конфликты у подростков выступают в качестве способа утверждения собственной позиции. Это происходит в отношениях не только с взрослыми людьми, но и во взаимодействии со сверстниками.
В ходе своего развития, часто из-за продолжающегося формирования организма, большая часть подростков не может адекватно контролировать собственные поведенческие реакции. Это приводит к нежелательным результатам. Подростку, который настроен критически, нередко бывает сложно справляться с негативными эмоциями. Он не способен смотреть на себя и участников конфликта со стороны для того, чтобы выбрать оптимальный стиль поведения в конкретной ситуации.
Особенности выбора подростками стратегий конфликтного поведения
В подростковом возрасте происходит формирование принципов выбора стратегий конфликтного поведения. Как правило, на этот процесс влияют детско-родительские отношения. В целом, модель реагирования в конфликте у ребенка развивается в зависимости от тех моделей, которые он видел и видит в семье.
В целом стратегия поведения в конфликте представляет собой ориентацию человека (группы) в отношении конфликта, установку на соответствующие формы поведения в ситуации конфликта. К. У. Томас и Р. Х. Килменн разработали базовые стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Ученые указывали на то, что есть 5 основных стилей (стратегий) поведения при конфликте, которые также характерны и для подростков:
- Соперничество, которое выражается через стремление настоять на своем с помощью открытой борьбы за собственные интересы (занятие жесткой позиции, непримиримость, антагонизм в случае сопротивления);
- Сотрудничество, которое состоит в поиске решений в конфликтной ситуации, которое в полной мере удовлетворит интересы всех сторон при открытом обсуждении (оно рационально в том случае, когда предмет разногласий имеет одинаково высокую ценность, как для человека, так и для соперника);
- Компромисс, который заключается в стремлении урегулировать разногласие с помощью двухсторонних уступок;
- Уход (избегание), который предполагает стремление отсутствия ответственности за принятие решения (отрицание конфликта);
- Приспособление, выражающееся через стремление сохранить (наладить) благоприятные отношения для обеспечения интересов соперника благодаря сглаживанию разногласий.
Как правило, конфликтные подростки выбирают стратегию соперничества, поскольку активно защищают собственные позиции и игнорируют интересы других. Также это проявляется в эмоциональности, импульсивности, агрессивности в общении. Данная стратегия предполагает уважение к себе, своим планам и эмоциональное принятие себя. Она показывает недостаточное количество самокритичности и некоторое самодовольство в процессе оценки собственных поступков.
Подростки, которые берут за основу стратегию соперничества, в конфликтах чаще всего прибегают к активному способу поведения. Они не осмысляют причины, которые вызывают противоречия, не ищут пути для их конструктивного решения. Агрессивность, характерная для защиты интересов, начинает провоцировать эскалацию конфликта, приводя к деструктивному разрешению проблем.
В случае благоприятных детско-родительских отношений подростки начинают выбирать стратегию сотрудничества. В этой ситуации обе стороны конфликтного столкновения обладают дипломатическими способностями, умеют договариваться, защищают собственные интересы с одновременным учетом интересов своего сверстника. Они умеют слушать других, сдерживают свои эмоции. Отсутствие одного из таких умений способно сделать данный стиль неэффективным.
Влияние детско-родительских отношений на выбор подростком стратегии конфликтного поведения
Если детско-родительские отношения не налажены и для них присущи частые конфликты, то ребенок будет защищать свои интересы. Такие дети чаще всего проявляют агрессию и импульсивность в поведении.
Задача родителей заключается в налаживании отношений с подростком в период кризиса. Только в этом случае будут преобладать попытки сформулировать цели взаимодействия, которые учитывают возможности реализации интересов и организации совместной деятельности. Возможность реализации интересов других признается здесь в качестве гарантии сохранения дружественных взаимоотношений в семье.
Подросток, пытаясь реализовать стратегию сотрудничества, начинает предъявлять высокие требования к личным качествам в себе и других. В недостатках других людей он начинает видеть причины возникающих противоречий (например, нечестности, предательства, обмана, лицемерия и др.). Способы борьбы в конфликте отвергаются как неконструктивные, вместе с тем налицо появляется следование собственным интересам.