Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой классификации психодиагностических методик: Б. Г. Ананьев, Л. Франк и др.
Далее рассмотрим несколько основных классификаций психодиагностических методик.
Классификация психодиагностических методик по Б. Г. Ананьеву
Рассмотрим определения метода и психодиагностической методики.
Метод представляет собой класс методик, которые объединены общими принципами.
Особенность психодиагностического метода – измерительно-испытательная направленность, благодаря которой возможна полноценная оценка изучаемого свойства.
Психодиагностическая методика – частный прием, направленный на получение информации об изучаемом свойстве.
Существует три диагностических подхода, которые охватывают все психодиагностические методики.
- «Объективный» подход. Здесь диагностика может осуществляться только на показателях успешности и способа выполнения задач. В этом подходе наблюдаются тесты интеллекта, достижений и способностей.
- «Субъективный подход. В данном подходе диагностика осуществляется с помощью субъективный сведений испытуемого. Данный подход представлен разнообразными личностными опросниками.
- «Проективный» подход. Здесь диагностика строится на основе изучения определенный особенностей взаимодействия клиента с различными стимулами, которые ему предъявляются. Как правило, проективные методики мало стандартизированны. Для них непросто вывести тестовые нормы, так как они сугубо индивидуальны для каждого испытуемого. В то же время они дают хороший и глубокий результат, который отражает часть бессознательного клиента.
Основная классификация психодиагностических методик по Б. Г. Ананьеву представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. «Классификация методов психологического исследования по Б. Г. Ананьеву»
Классификация психодиагностических методик по Л. Франку
- Методики структурирования. Испытуемому предлагается бессмысленный материал, который направлен на формирование субъективного смысла клиента. Примером могут служить некоторые проективные методики.
- Методики конструирования. Испытуемому предлагается конструирование и интерпретация из различных деталей.
- Интерпретативные методики. Испытуемому предлагается толкование ситуаций, которые не предусматривают только лишь единственной интерпретации.
- Аддитивные методики включают в себя рассказы или предложения, которые следует дополнить.
- Экспрессивные методики включают в себя различные рисуночные методики.
- Импрессивные методики. Испытуемому предлагается ранжирование представляемых стимулов.
- Рефрактивные методики.
- Методики катарсиса. Отдельную группу составляют диалогические методики, в которых психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных (соответствующих) диагностической задаче. Так, доверительный контакт необходим при диагностике семейных затруднений, характера личностного развития ребенка, личностных проблем и во многих других случаях, в которых диагност выступает одновременно или в роли консультанта, или в роли психотерапевта. Ситуация патопсихологического обследования также диктует построение общения по типу экспертизы. Диалогические техники могут быть
- вербальными (интервью, беседа),
- невербальными (например, игра с ребенком, деловая игра взрослых могут выступать как невербальные диагностические процедуры).