Девиантность – это социологический термин, обозначающий устойчивое поведение индивида, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся социальных стандартов.
Понятие ценностных ориентаций
Конец XX века считается временем, в котором происходили процессы, ставящие под сомнение большое число ценностей и идеалов человека. Изменения в политических, экономических и духовных областях общества происходят и по сегодняшний день. Это предопределило появление потребности в продолжении исследований, которые посвящены анализу ценностной сферы.
В психологии есть большое число определений категории «ценностные ориентации». Понятие «ценность» приобретает разные значения в соответствии с рассматриваемыми аспектами. Ценность может выступать в качестве общественного идеала, который выработан общественным сознанием. Ценности, которые предстают в объективированной форме, могут выражаться как произведения материальной и духовной культуры или поступки человека. Наконец, социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, вступают в психологическую структуру личности как личностные ценности.
Предмет психологического анализа — это ценностные ориентации, которые становятся личностным образованием. Они включают избирательное отношение человека к ценностям. Для этого отношения характерны следующие качества:
- Осознанность,
- Устойчивость,
- Положительная эмоциональная окраска,
- Готовность реализовать ценностные ориентации.
Более подробно ценностные ориентации охарактеризовал в своей концепции М. Рокич, который определил категорию ценностей с двух сторон. Их он рассматривал в качестве убеждения личности о преимуществах определенных целей или смысла существования в сравнении с другими целями. С другой стороны, он определял их в качестве убеждения о преимуществах соответствующих типов поведения, если сравнивать их с другими.
Особенности ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением
Для ценностных ориентаций подростков-девиантов характерен личностный характер. Многие подростки проявляют потребность самоутверждаться. Из-за этого часто страдают ценности, которые помогают развиваться с духовной и нравственной стороны.
Ценностные ориентации, как правило, определяют в качестве направленности человека на цели и средства деятельности. Таким образом, они начинают выражать отношение к миру, представляя собой элемент мировоззрения. Формирование ориентаций в качестве целостной психологической структуры должно начинаться в период между старшим подростковым возрастом и началом юношества.
Подростковый возраст — это стадия интенсивного формирования ценностных ориентаций. Об этом свидетельствуют следующие положения:
- Относительно высокий уровень рефлексии;
- Сбор требуемого морального опыта;
- Проявление произвольного поведения подростка.
Стимулирование формирования системы ценностных ориентаций также происходит благодаря значительному расширению круга общения, столкновению с многообразием видов поведения, смене взглядов, идеалов и интересов.
Подростковый возраст считается сложным периодом развития человека, который специалисты рассматривают в качестве переходного (трудного, критического). Для поведения подростка присущи следующие моменты: отсутствие жизненного опыта, низкая степень самокритичности, недостаточное развитие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, высокая эмоциональная возбудимость, импульсивность.
Если подросток воспитывается в оптимальных условиях, то данные особенности компенсируются с помощью соответствующей социально-положительной деятельности. При неблагополучных условиях воспитания они начинают приобретать негативную направленность. Так, динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере способен сделать его податливым как в сторону социально-позитивных, так и в сторону социально-негативных воздействий.
Исследователи отмечают, что выявление негативного влияния на ценностные ориентации затруднено, так как они выступают не изолированно, а представляют собой влияние различных факторов. Они действуют с разным отрицательным вкладом в развитие отклоняющегося (девиантного) поведения.
В результате осуществления многих исследований в сфере девиантного поведения, была сформирована научная система взглядов. Она достаточно полно отражает сложнейшие процессы изменения массового сознания подростков-девиантов. Тем не менее, большую часть выполненных работ относят к периоду развития общества, которое значительно отличалось социальными критериями от современных конкретно-исторических условий.
Известно, что в сознании подростков-девиантов интенсивно протекает процесс отторжения многих нравственных норм (например, доброты, милосердия, порядочности, честности, ответственности и др.). Вместо этого подростки с девиантным поведением культивируют такие качества, как агрессивность, стремление самоутвердиться.
Структура ценностей подростков-девиантов на первом месте содержит индивидуальные, а не общественные ценности. В рамках иерархии ценностей происходит снижение статуса духовности, падение значимости ценности саморазвития, трудовой, образовательной, общественной деятельности, угасание стремления к духовной и эстетической сфере. В целом можно наблюдать истощение духовного мира подростков.
Для исследования возрастных особенностей ценностных ориентация подростков-девиантов требуется оперативное и постоянное изучение подростковых групп. Это поможет организовать контроль над влиянием экономических и политических перемен на подростковое сознание, определяя возможность коррекции данного влияния.