Возрастная психология: определение, специфика, основные направления
Возрастная психология - это раздел психологии, основной предмет изучения которого - закономерности развития психических процессов в онтогенезе.
Возрастная психология тесно связана с другими отраслями психологии, в их числе общая психология, психология личности, дифференциальная психология, социальная психология, при этом от смежных дисциплин ее отличает акцент на изучении психического развития в его динамике.
Основные психические процессы, которые исследуются возрастной психологией в динамике развития:
- сенсорные,
- перцептивные,
- мышление,
- речь,
- воображение,
- память,
- внимание.
Помимо того, возрастной психологией изучаются особенности формирования на разных возрастных этапах мотивации, эмоционально-волевой, коммуникативной, ценностно-смысловой сферы, самооценки, притязаний, а также влияние социального окружения на развитие психических процессов на разных возрастных этапах.
Основные разделы возрастной психологии:
- детская психология (охватывает пренатальный период, период младенчества, период раннего детства, дошкольный период, младший школьный возраст),
- психология юности: подростковый период (охватывает младший подростковый и старший подростковый возраст), юношеский период (ранняя юность, поздняя юность)
- психология зрелости (средний возраст);
- геронтопсихология (старость).
Основная задача возрастной психологии - это системное исследование возрастной изменчивости психики. Системность проявляется на четырех уровнях:
- онтологический: проблема соотношения биологического и социального. Специфика психического развития состоит в единстве биологического и социального при ведущем значении социального фактора. Природные возможности могут быть реализованы только в социальных условиях.
- хронологический: проблема исследования психического развития как процесса, разворачивающегося во времени на протяжении всей жизни человека. Выделяют основные хронологические характеристики: пики, темп, вектор развития, длительность.
- структурно-динамический: особенности структурообразования психических функций и процессов, что влияет на целостность развития и качественное своеобразие.
- каузальный: механизмы, движущие силы развития и детерминанты. Главный фактор формирования психики на разных этапах развития - ведущий тип деятельности.
Возрастные периодизации
Возрастная периодизация - это разделение онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с доминирующими процессами развития и социальной ситуацией развития. Смена периода - это перемена положения ребенка в системе социальных отношений.
В возрастной психологии существует множество возрастных периодизаций. В первую очередь, это связано с различным пониманием развития вообще. С одной стороны, развитие можно понимать как изменения, происходящие во времени в строении тела, психике и поведении человека в результате определенных биологических процессов внутри организма и под воздействием среды. А с другой стороны, развитие можно рассматривать как процесс, который характеризует качественные новообразования в исследуемом объекте (поведении, психическом развитии). То есть первый подход отражает количественный характер развития, а второй — качественный. Различия двух этих подходов становятся особенно яркими, когда при исследовании перехода от одного периода развития к другому, внимание уделяется самим периодам, их содержанию и задачам, но сам переход, то есть качественное изменение не рассматривается. Для более целостного анализа процесса психического развития Е. Ф. Рыбалко был предложен системный подход, включающий следующие аспекты: онтологический (биосоциальный), хронологический, структурно-динамический и каузальный.
Существует множество возрастных периодизаций, сформированных психологами сообразно различным основаниям, в результате чего основные границы возрастных периодов плавают. Но наиболее распространенная возрастная периодизация может быть представлена следующим образом:
- пренатальный период (от 14 недель беременности до рождения)
- период младенчества (от 0 до 1 года жизни)
- период раннего детства (от 1-3 лет)
- дошкольный период (3-4 года - младший дошкольный возраст; 4-5 лет- средний дошкольный возраст; 5-7 - старший дошкольный возраст)
- школьный период (6-7 лет-младший школьный возраст; 10-11 лет - старший школьный возраст)
- подростковый период (11-12 лет - младший подростковый возраст; 13-14 лет - старший подростковый возраст)
- юношеский период (15-17 лет - ранняя юность, 17-20 лет - поздняя юность)
- период взрослости (20-25 -ранняя взрослость, 25-30 - средняя взрослость; 30-40 - поздняя взрослость)
- период зрелости (от 40-60 лет)
- период старости (от 60 лет)
Проблема определения возраста
Возраст - это основная категория в рамках возрастной психологии.
С точки зрения структуры, выделяют несколько видов возраста:
- хронологический - это фактический (паспортный) возраст человека, отсчитываемый с момента его рождения;
- биологический - это возраст, определяемый метаболическими процессами, состоянием организма, а также генетическими, морфологическими, физиологическими изменениями в отношении средних показателей для популяции конкретного хронологического возраста;
- психологический - это соотношение уровня психического развития индивида в соответствии со среднестатистической нормой;
- социальный - это возраст, определяемый социальным развитием человека в отношение среднестатической нормы;
- субъективный - это тот возраст, на который ощущает себя сам человек
Основные проблемы, связанные с возрастом заключаются в том, психологический и фактический возраст человека не всегда соответствуют друг другу. Особенно сильно это расхождение проявляется с взрослением, так как все меньшую роль играет биологический фактор, и психологическое содержание возрастного периода у разных людей становится абсолютно разным, поэтому один ребенок вступает в новый возрастной период раньше, а другой - позже.
Данное расхождение порождает весьма интересные возрастные феномены. Например:
- Кидалты — взрослые дети, у которых нет стремления ни к эмоциональной независимости (сепарации), ни к экономической.
- Твикстеры — люди, застрявшие между юностью и зрелостью, которые всю жизнь посвящают пробам и экспериментированию, которые носят не поисковый характер, а скорее развлекательный.
- Дети-бумеранги — люди, имеющие трудности в эмоциональной сепарации от родительской семьи, которые проживают в родительской семье вплоть до 30-ти лет, а то и дольше.
- Кавайи — термин, появившийся в Китае, для описания людей (как женщин, так и мужчин), которые своим внешним детским видом вызывают у других умиление.
Еще одной проблемой возраста является неустойчивость хронологических границ возрастных периодов - они постоянно плавают. Например, ранее период взрослости делился на 3 субпериода: от 18-20 лет - ранняя, от 20-40 - средняя, от 40-60 – поздняя взрослость. Сейчас же период ранней взрослости удлиняется вплоть до 30 лет, формируется, так называемая, "нарождающаяся взрослость".
С точки зрения социально-культурного контекста, возникновению таких возрастных феноменов сопутствуют некоторые аспекты:
- Во-первых, в развитых странах произошел переход от постфигуративного (дети учатся у предков) и кофигуративного типа культуры (и дети, и взрослые учатся у сверстников) к префигуративному (взрослые учатся у своих детей), что неизбежно отражается на семейных взаимоотношениях. Старшее поколение уже не является единственным источником знаний, опыт взрослых обесценивается. Такой культурный переход закономерно стирает границы между детством и взрослостью.
- Во-вторых, в более развитых и богатых и индивидуалистических странах есть средства для обеспечения молодым людям времени для того, чтоб выбирать, экспериментировать (за счет увеличения периода обучения в том числе), отстаивать свою независимость и индивидуальность в форме собственных проб и ошибок.
- В-третьих, происходит смена критериев оценивания взрослости: если раньше эти критерии включали в себя объективные показатели (финансовая автономия, отдельное проживание, семья, работа, дети), то сейчас эти критерии более субъективны: принятие ответственности за собственные решения, поступки.
- В-четвертых, социальная среда становится настолько неустойчивой, ее требования постоянно изменяются и становятся настолько многоплановыми по отношению к психическим возможностям человека, что это замедляет его выход во взрослость - “текучая транзитивность” среды.
- В-пятых, одной из причин увеличения периода ранней взрослости является множественность путей достижения взрослости, в которых заложены различные критерии достижения взрослости, а также использование этих путей обратимо, то есть ими можно экспериментировать, что также удлиняет период вступления во взрослость.