Пастырское служение – это забота о духовном совершенствовании либо спасении людей.
Связь психологии и службы в церкви
Тема сопоставления психологии и церкви, науки и религии, священников (пастырей) и психологов возникает постоянно в самых различных контекстах. Для того, чтобы говорить о деятельности психолога и пастыря, требуется понимание специфики их работы. До того, как производить сравнение пастырства и психотерапии, необходимо проанализировать пастырскую практику с позиции священника и психолога.
Первыми христианскими пастырями были ближайшие ученики Христа - апостолы. Их духовная работа до настоящего времени представляет собой предмет богословского и исторического исследования.
В следующий период развития христианства появляются епископы. Они продолжили аналогичную апостольской деятельность. Они были свершителями церковных тайн, учителями, собеседниками и помощниками в самых разных вопросах. Позже в церкви появились прочие чины – священники, диаконы и т. д.
При этом, все церковные чины выступали в качестве пастырей. С другой стороны, сущность пастырства еще четко не была четка определена Церковью.
Сегодня священник, который получает рукоположение от епископа, в этот же момент наделяется правом быть пастырем. Это вызывает большое количество вопросов, поскольку он получает данное право и формально, и по совокупности экклезиологического опыта, характерного для церкви XXI века. Тем не менее, исполнение совершительных функций в практике пастырской деятельности, как и собственно само пастырство считаются разными вещами. Пастырство – это особенный вид деятельности священников.
Психологическая составляющая пастырской деятельности
Пастырская деятельность, как правило, ассоциируется с исповедью. Но не стоит забывать, что исповедь является таинством, в процессе которого священник не должен ничего говорить. Здесь нет беседы. В чинопоследовании таинства исповеди появляются вопросы, которые священники могут задавать людям. Помимо этого, они могут накладывать епитимию, что предполагает объяснение такого решения. Все это, тем не менее, не считается тем видом беседы, которая сегодня вошла в современную исповедальную практику.
В русском православии таинство исповеди священники совершают, не произнеся ни одного слова, помимо короткого чинопоследования. Иногда на исповедях происходят те самые беседы, которые для некоторых верующих людей остаются единственной точкой соприкосновения со священником. Они представляют собой единственный момент пастырства в качестве духовного руководства, когда человек получает хотя и краткий, но все же духовный, совет.
Таким образом, исповедь становится практически единственным местом для большинства православных людей, где происходит коммуникация священника-духовника с теми, кого надлежит пасти. Верующие считают это печальным состоянием современного пастырства, поскольку у священнослужителя нет времени поговорить отдельно, вне рамок таинства.
У священника и прихожан есть много вопросов, которые им необходимо задать друг другу. Они должны вслушаться друг в друга. Настоящее духовное руководство, которое составляет сущность пастырства, невозможно без внимательного выслушивания рассказа человека. Так, диалог начинает выступать в качестве необходимого и незаменимого средства пастырской работы.
Еще одна важная обязанность пастыря — это учительство. Когда кто-то становится священником, то он считает, что в первую очередь ему необходимо поучать. Эта уверенность подкреплена традицией, в соответствии с которой считается, что дар учительства подается благодатью Святого Духа. Значение личности в этом случае как будто теряется, что часто приводит к печальным последствиям.
Еще один важный аспект пастырской работы, для которой могут потребоваться знания психологии, состоит в социальной работе церкви. В этой деятельности особым образом начинают проявляться человеческие качества самих пастырей.
Связь пастырства и психологии
Методологически часто психотерапевтическая практика сопоставляется с пастырским служением. В них можно сравнивать именно то, что способно вызывать как с одной, так и с другой стороны, взаимное недоверие и ревность. С того времени, как в жизнь христианского общества вошли психоанализ и психотерапия, стало принято говорить, что данные практики подменили для христиан исповедь.
Беседа является важнейшим элементом работы психотерапевта. Она представляет собой общение с пациентом, у которого есть вопросы или проблемы. Он просит помощь, при этом специалисту необходимо оказать ее. В этом и может заключаться его главное служение. Пастырство и практическая психология, таким образом, сходны в беседе и в широком использовании разговора в широком смысле слова.
В работу психолога также включены элементы учительства, как и в пастырское дело. Психологи несут человеку антропологическое и психологическое просвещение. Даже само по себе консультирование можно считать просвещением и учительством. Многие православные психологи полагают, что они должны вести людей к вере.
Практические психологи, так же, как и пастыри озабочены широким социальным контекстом своих подопечных. Они не могут не быть служителями для других. Здесь также можно увидеть родственность пастырского служения и практической психологии.