Процессы, происходящие в органах чувств, нервных волокнах, центральной нервной системе, являются физиологической основой восприятия. В окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств под действием раздражителей, возникает нервное возбуждение, передающееся в нервные центры по проводящим путям и в кору головного мозга. Возбуждение поступает в сенсорные зоны коры, представляющие собой центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. Определенная сенсорная информация формируется в зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона. Это, в принципе, механизм возникновения ощущений, которые являются отражением окружающей действительности. На уровне предложенной схемы, действительно, формируются ощущения, а это значит, что ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия.
Процесс восприятия начинается с ощущений. На последующих этапах в процесс формирования целостного образа объекта включаются собственные физиологические механизмы. Возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Интегративные зоны коры головного мозга называют перцептивными зонами, функция которых отличается от функций проекционных зон.
Обнаруживается различие в работе этих зон, когда у человека деятельность той или иной зоны нарушена. Нарушение зрительной проекционной зоны приводит к полному лишению зрительных ощущений, и он совсем ничего не видит. Это так называемая центральная слепота.
При сохранности проекционной, но поражении интегративной зоны, человек видит отдельные световые пятна, какие-то контуры, но не понимает что это такое. Аналогичная картина наблюдается и в других модальностях, например, при нарушении слуховых интегративных зон люди перестают понимать речь человека. Это агностические расстройства или агнозии, приводящие к невозможности познания.
Усложняется физиологическая основа восприятия тем, что связана и очень тесно, с двигательной деятельностью, эмоциональными переживаниями, мыслительными процессами. Нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями и начавшись в органах чувств, переходят в нервные центры, охватывают различные зоны коры и вступают во взаимодействие с другими нервными возбуждениями. Эта сеть возбуждений и составляет физиологическую основу восприятия.
Можно предположить, что восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом, поскольку тесно с ним связано.
Рефлекторную основу восприятия раскрыл И.П. Павлов, показав, что условные рефлексы лежат в основе восприятия.
Большое значение в процессе восприятия имеют временные нервные связи. Они обеспечивают возможностью делать гипотезы, необходимые для анализа воспринимаемой ситуации.
Временные нервные связи могут быть двух видов:
- Связи в пределах одного анализатора. Он имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности.
- Межанализаторные связи. Эти связи образуются при воздействии комплексного раздражителя, в пределах разных анализаторов.
Избирательность восприятия: апперцепция
В процессе восприятия человек одни аспекты среды выделяет больше, чем другие. Это происходит в соответствии с его целями и намерениями, особенностями деятельности, личностной характеристикой. Совокупность этих факторов определяется как опыт человека. Зависимость процесса восприятия от прошлого опыта получила название апперцепция.
Человек как бы прикладывает свой опыт к восприятию, что дает возможность наполнить чувственный материал образа определенным смыслом.
Сегодня есть большой фактический материал, который иллюстрирует явления, связанные с избирательностью восприятия и с апперцепцией. Еще в прошлом веке многие из этих фактов были хорошо известны. Американский психолог У. Джемс этот феномен поясняет примером: впервые увидев лошадей, жители Полинезии стали называть их свиньями, потому что в их опыте это была наиболее подходящая рубрика. Мальчик, играя с апельсином целую неделю и впервые его увидевшим, стал называть его мячиком. Впервые увиденное цельное яйцо всмятку и вылитое в стакан, ребенок назвал картошкой, потому что видел и ел картофель без кожуры и знал его название.
В современной психологии феномены, вязанные с избирательностью восприятия, тоже широко изучались. Открытый К. Черри «эффект вечеринки» стал одним из интересных явлений, связанных с этим феноменом и известным многим людям. Суть в следующем – гости разбиваются на группы и каждая обсуждает ту или иную тему. Человеку, зашедшему в комнату случайно, кажется, что разговаривающие должны мешать друг другу. Но стоит только присоединиться к разговору, как все остальное просто не замечается.
Этот феномен изучался с помощью методики дихотического прослушивания. Смысл методики состоит в том, что испытуемому через наушники подавались две различные магнитные записи. Внимательно слушая одну из них, испытуемый легко повторял услышанные слова и фразы, но из другой записи он ничего не мог уловить, даже если слово повторялось много раз.
Такое слежение за сообщениями осуществляется на основе смысловых характеристик – если испытуемый следит, что ему подается на правое ухо и это сообщение начинает вдруг передаваться на левое ухо, то он продолжает следить за этим с легкостью. Эксперименты с дихотическим слежением показывают, что человек обращает внимание при выборе информации в зависимости от своего прошлого опыта.
Кроме устойчивой апперцепции место может иметь и временная апперцепция в которой сказывается влияние ситуативно возникающих психических состояний – установки, эмоции, ожидания и др.
Интересный пример приводит Л.С. Выготский, который говорит, что в процессе преподавания важно учитывать особенности прошлого опыта. Суть заключается в том, что курс советской валюты после революции резко упал, за продукты платили баснословные деньги. Когда на уроке дети услышали, что длина экватора 40 000 верст, то их реакция была далеко не та, которую ожидал учитель. Длину экватора ученики приравняли к стакану семечек, который стоил столько же. Получается, что в опыте детей значение больших чисел было скомпрометировано. Дети не понимали, почему при изображении громадных расстояний, используются такие цифры, о которых у них сложилось впечатление, как о незначительных величинах.
Процесс восприятия и психическое состояние
Человек даже в течение суток может находиться в разном психическом состоянии. Он может быть бодрым или утомленным, активным или пассивным, печальным и радостным и др. Это состояние сказывается на его восприятии и из окружающей социальной среды он выделит те воздействия, которые будут соответствовать его состоянию.
На восприятие окружающего мира большое влияние оказывают богатство и направленность знаний, умений, привычек, возрастной, житейский, профессиональный опыт. Чем больше человек знаком с объектом восприятия, тем больше признаков, сторон, изменений можно в нем заметить.
Особенно важно это при обучении детей. Их восприятие надо организовать так, чтобы они могли легко выделять существенные признаки предметов и явлений, независимо привлекают они к себе внимание или нет.
К благоприятным условиям при решении этой задачи относятся:
- Отчетливость восприятия предмета – расстояние, освещенность, контрастность фона, наличие или отсутствие отвлекающих объектов в поле восприятия;
- Обязательная умственная и практическая активность в процессе восприятия, определение существенных признаков, сравнение с другими объектами, зарисовки, возможность ощупывания и др.;
- Указания учителя для направления процесса восприятия в нужную сторону;
- Использование специальных приемов выделения замаскированных существенных признаков.
Интересную закономерность в своем экспериментальном исследовании обнаружила М.В. Зверева. Если свойство предмета познается при помощи одного анализатора, то и выделять его лучше тоже с помощью одного анализатора, если при помощи нескольких анализаторов, то полезнее комплексное восприятие.
При помощи зрения и осязания человек познает форму, величину, структуру поверхности тела, а это значит, что выделение каждого из этих свойств объекта легче осуществить через зрительно-осязательное восприятие.