Воспитательная неуверенность родителя — это боязнь родителя применить к ребенку заслуженное им наказание и вызвать тем самым его негативное отношение к себе, преувеличение представления о болезненности, хрупкости и беззащитности ребенка, его болезненности, беззащитности, ввиду чего в семье происходит перераспределение власти между родителями и ребенком (чаще всего подростком) в пользу последнего.
Сущность и причины воспитательной неуверенности
Воспитательная неуверенность родителя — это обусловливаемое нарушение воспитания. Она выражается в потворствующей гиперпротекции или просто в пониженном уровне требований. Воспитательная неуверенность родителя часто называют в психологии «слабым местом» личности родителя. В этой ситуации происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком.
При наличии воспитательной неуверенности родители или один из них начинают идти на «поводу» у ребенка. Они уступают даже в тех вопросах, в которых уступать никак нельзя. Это происходит по той причине, что ребенок (чаще всего, подросток) сумел найти подход к своему родителю (нашел так называемое «слабое место»). Ребенок добивается для себя в этом случае особого положения, которое можно охарактеризовать девизом: «Минимальное количество требований — максимальное количество прав».
Типичной комбинацией в такой семье становится взаимодействие бойкого и уверенного в себе подростка (ребенок), который смело ставит требования, и нерешительного, винящего себя во всех неудачах с ним, родителя. В одних случаях ситуация связана с психастеническими чертами личности матери (отца). В других ситуациях формированию этой особенности могли поспособствовать отношения с его собственными родителями.
В соответствующих условиях дети, которые воспитываются требовательными и эгоцентричными родителями, став взрослыми, начинают видеть в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность. Они испытывают в их отношении то же чувство «неоплатного долга», которое испытывали раньше в отношении собственных родителей. Характерной чертой высказывания таких родителей является признание ими массы ошибок, которые были совершены в процессе воспитания. Они опасаются упрямства, сопротивления, находя достаточно много поводов для того, чтобы уступить своим детям.
Работа практического психолога с родителями, которым свойственна воспитательная неуверенность
С таким нарушением воспитания, как воспитательная неуверенность родителей, может работать практический психолог. Он определяет следующие критерии:
- Фобию утраты ребенка (шкала ФУ);
- Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ);
- Проекцию на ребенка своих нежелательных качеств (шкала ПНК);
- Вынесение конфликтной ситуации между супругами в сферу воспитания (шкала ВК) и др.
Фобия утраты ребенка связана с высокой неуверенностью, боязнью ошибиться, преувеличенными представлениями о «хрупкости» ребенка и его болезненности и т.д. Другим источником проблемы становятся перенесенные ребенком тяжелые заболевания, особенно, если они продолжались долгое время.
Отношение матери или отца к детям формировалось под влиянием страха утраты, которые способен заставить их с тревогой прислушиваться к любым пожеланиям ребенка, торопясь быстро удовлетворить их (потворствующая гиперпротекция). Во второй ситуации можно говорить о мелочной опеке (доминирующая гиперпротекция).
Неразвитость родительских чувств связана с тем, что об адекватном воспитании детей и подростков можно говорить только в том случае, когда родителями движут относительно сильные мотивы (долг, симпатия, любовь к ребенку, потребность продолжить себя в детях).
Слабость и недостаточное развитие родительских чувств, как правило, встречаются у родителей подростков с отклонениями личностного развития. Тем не менее, данное явление они осознают весьма редко, а еще реже признают как таковое. Внешне это находит проявление в нежелании иметь дело с ребенком, негативной переносимости его общества, поверхностным интересам к его делам.
В качестве причины неразвитости родительских чувств может выступать отвержение самого родителя в детстве его родителями и то, что он в свое время сам не испытывал тепла с их стороны. Еще одна причина состоит в личностных особенностях человека (например, присутствие выраженной шизоидности).
В первую очередь, психолог, занимающийся выявлением воспитательной неуверенности родителей, должен обратить внимание на проекцию. Некоторые родители проектируют на ребенка свои нежелательные качества.
Причина подобного воспитания нередко состоит в том, что родитель в ребенке начинает видеть черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Такие качества, как правило, представлены:
- Агрессивностью,
- Склонностью лениться;
- Влечением к алкоголю;
- Негативизмом;
- Протестными реакциями;
- Несдержанностью и т.д.
Психолог объясняет родителю, что осуществляя борьбу с такими же, истинными или мнимыми, качествами ребенка, он извлекает из этого эмоциональную выгоду. Подобная борьба помогает человеку верить в то, что у него нет данного качества.
На консультации с практическим психологом родители могут много и охотно говорить о своей непримиримой и постоянной борьбе с негативными аспектами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим используют. В высказываниях будет сквозить неверие в своих детей с инквизиторскими интонациями и характерным стремлением в любых поступках выявить настоящую (негативную) причину.
Еще одна проблема, с которой работает психолог при наличии воспитательной неуверенности, состоит в конфликтности во взаимоотношениях между супругами. Это частое явление, которое присуще даже для относительно стабильных семей. Нередко процесс воспитания начинает превращаться в «поле боя» конфликтующих родителей, которые получают в этом случае возможность более открыто выразить недовольство друг другом.
Характерное проявление такой ситуации представлено выражением недовольства воспитательными методами другого. Здесь психологи могут с легкостью обнаружить, что каждого из родителей интересует не столько то, как воспитывать ребенка, сколько то, кто из них прав в воспитательном споре.