Воображение по-разному проявляется в деятельности человека и его общественной жизни. У людей степень развития воображения и тип образов, которыми они чаще всего оперируют, различны, что говорит об индивидуальных особенностях воображения.
О степени развития воображения свидетельствуют яркость и глубина образов, новизна и осмысленность результатов переработки прошлого опыта. Низкий уровень переработки представлений говорит о слабом развитии воображения, а оно влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, требующих наглядного представления конкретной ситуации. Разносторонняя эмоциональная жизнь при недостаточном уровне развития воображения сильно затруднена.
Между собой люди различаются наиболее отчетливо по степени яркости образов воображения, а самый высокий уровень его развития характерен для людей, занимающихся творческим трудом – писатели, художники, музыканты и др.
Различаются люди и в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего у людей преобладают слуховые, зрительные, двигательные образы воображения. Но, есть и такие, у кого отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Это люди смешанного типа.
Сам по себе вопрос о принадлежности людей к тому или иному типу воображения вызывает большие споры. Ряд ученых настаивают на том, что можно выделить такие типы людей:
- Визуалы. Развито зрительное восприятие и воображение;
- Аудиалы. Развито слуховое восприятие и воображение;
- Кинестетики. Развито тактильное восприятие и воображение.
Другие ученые считают, что просто взять и поделить людей на три типа весьма наивно, потому что можно найти людей с развитым воображением во всех модальностях, а можно найти и тех, у кого воображение развито очень плохо. Специалисты говорят, что если бы было все так просто, то визуал переходил бы дорогу, внимательно глядя по сторонам, аудиал, прежде чем перейти дорогу – прислушался бы к звуку проезжающих машин. Кинестетику ничего не оставалось бы делать, как ощупать проезжающие мимо машины, прежде чем перейти дорогу.
На индивидуально-психологические особенности человека очень сильно влияет принадлежность к тому или иному типу воображения. Например, в своих размышлениях люди слухового или двигательного типа часто драматизируют ситуацию.
Люди не рождаются сразу с развитым воображением, его развитие происходит в ходе онтогенеза и требует накопления запаса представлений для создания образов воображения.
Развитие воображения происходит в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.
Достаточно трудно определить конкретные возрастные границы, которые характеризуют динамику развития воображения, хотя есть примеры очень раннего его развития – Моцарт начал сочинять музыку в 4 года, Репин и Серов хорошо рисовали уже в 6 лет. Есть и другие примеры, когда воображение развивалось достаточно поздно, например, Эйнштейн, ставший впоследствии гением.
Развитие воображения
Определить этапы развития воображения достаточно сложно, но, тем не менее, можно выделить определенные закономерности в его формировании:
- Первый этап. Проявления воображения на этом этапе связаны с процессом восприятия. Например, в полтора года детям сложно слушать даже простые сказки или рассказы. Они отвлекаются, засыпают, но с удовольствием слушают рассказ о том, что сами пережили. Здесь явно прослеживается связь воображения и восприятия. Рассказ о своих переживаниях ребенок слушает потому, что хорошо представляет, о чем идет речь. На следующей ступени развития эта связь между восприятием и воображением сохраняется, потому что в играх он начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул, например, может превратиться в самолет, коробка в домик и др. Первые образы ребенка всегда связаны с деятельностью, он воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже если это игра;
- Второй этап. Дальнейшее развитие воображения связано с тем возрастом, когда ребенок начинает овладевать речью. Благодаря речи в воображение можно включить не только конкретные образы, но и отвлеченные представления и понятия. Овладевая речью, ребенок может перейти от выражения образов воображения в деятельности к их непосредственному выражению в речи. Вместе с овладением речью у ребенка увеличивается практический опыт и развивается внимание, значительно легче выделяются отдельные части предмета, но синтез происходит с искажениями действительности. Создать образ, близкий к реальной действительности, он еще не может, потому что еще нет достаточного опыта и критичности мышления. Возникновение образов воображения на этом этапе носят непроизвольный характер;
- Третий этап. Появляются активные формы воображения, и процесс становится произвольным. Активные формы воображения вначале связаны с побуждающей инициативой со стороны взрослых, например, ребенка просят нарисовать дерево, в результате процесс воображения активизируется. Для выполнения просьбы взрослого, ребенок сначала должен воссоздать в своем воображении определенный образ. По своей природе этот процесс уже является произвольным, потому что ребенок пытается его контролировать, позже это произвольное воображение он будет использовать без участия взрослого. В развитии воображения происходит значительный скачок, который свое отображение находит в характере игр ребенка. Игры становятся целенаправленными и сюжетными. Вещи, окружающие ребенка, становятся материалом для воплощения образов его воображения. В возрасте 4-5 лет он комбинирует их в соответствии со своим замыслом;
- Четвертый этап. В школьные годы в воображении происходит еще один важный сдвиг. Активизация процесса воссоздающего воображения обусловлена необходимостью понимания учебного материала. Ребенок начинает активно использовать свое воображение, чтобы усвоить школьные знания. Данная активизация вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения. Помимо этого бурное развитие воображения связано еще и с тем, что ребенок получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Новые представления являются прекрасной основой для воображения и хорошим стимулятором творческой деятельности.
Приемы в развитии воображения
Приемы в развитии воображения играют важную роль. Рассмотрим некоторые из них:
- Деятельность воображения успешно протекает на основе многочисленных и разнообразных представлений, поэтому запас представлений надо постоянно увеличивать. Его маленький запас приводит к бедности воображения и, наоборот, богатство представлений дает широкие возможности для плодотворной деятельности воображения;
- Важно развивать способность мысленно сосредотачиваться на воображаемом объекте, слышать и видеть его внутренним зрением и слухом. Важно этот воображаемый объект представлять во всех деталях и подробностях, которые его характеризуют;
- Развивать способность инициативного воображения и руководить развитием воображения так, чтобы всегда стояла определенная и ясная цель, а результаты воображения можно было проверить практикой и контролировать постановкой вопросов – где, как, когда, почему и др.
- Когда воображение иссякает и не дает результатов, взять помощь со стороны;
- В процессе активной творческой работы систематически упражнять способность воображения. Для применения творческого воображения, не следует упускать ни одного случая, а в результате воображение будет совершенствоваться.