Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой воли: Л. С. Выготский, В. И. Селиванов, Е. П. Ильин, В.А. Бец, С. Я. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, Т. Рибо и др.
Далее рассмотрим понятие воли, волевого действия и основные характеристики волевого действия.
Понятие воли и волевого действия
Воля представляет собой определенную способность индивида, которая состоит в сознательной регуляции поведения и деятельности с целью выполнения поставленных задач.
Волевое действие (с точки зрения Рубинштейна) – это сознательное действие, которое направлено на достижение определенной поставленной человеком цели.
Общая структура волевого действия представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. «Волевое действие»
Воля в психологии
Представим основную психологическую характеристику воли на рисунке 2. Рассмотрим далее волевое действие – основу воли.
Рисунок 2. «Воля»
Волевое действие
Все действия человека могут быть разделены на две группы:
- произвольные,
- непроизвольные.
Произвольные действия осуществляются под контролем сознания, соответственно – непроизвольные подчинены бессознательному.
Разберем структуру волевого действия.
- Побуждению к действию. Обычно данное действие слабо осознается человеком. Побуждение к действию связывают с теми эмоциональными состояниями, которые проявляются в результате возникновения определенной потребности.
- Предвосхищение цели задуманного действия. Основной характеристикой волевого действия является получение результата после его свершения.
- Поиск средств для достижения цели.
- Намерение осуществления действия. Без данного намерения не произойдет реализация деятельности, из-за чего результат не будет достигнут.
- Решение к выполнению действия. Выделяют три основных вида решений:
- привычные решения (характерные для простых волевых действий, это так называемые повседневные «шаблонные» решения);
- решения без достаточного основания (эмоциональные стремительные решения, решения на бессознательной основе);
- осознанные решения (решения, которые типичны для волевых действий, так как являются осознанными).
- объективные трудности, обусловленные характерными особенностями самих объектов и явлений; например, физическая работа, требующая затраты больших мышечных усилий: сложная алгебраическая задача, требующая для своего решения большого умственного напряжения; гимнастическое упражнение, требующее от исполнителя выдающейся ловкости и координированности движений и т. д.;
- субъективные трудности, обусловленные особенностями самого субъекта, сложившимися у него отношениями к окружающей действительности; например, боязнь выполнения данного физического упражнения (например, прыжок в воду с высоты одного метра), хотя объективно оно и не является трудным; отсутствие любви к данному учебному предмету (например, истории), хотя объективно уроки по этому предмету и не представляют особой трудности; лень, выработавшаяся в связи с определенными условиями жизни, привычка не утруждать себя самостоятельным преодолением тех или других трудностей, отсутствие привычки к систематическому и упорному труду и т. д.