Внимание
Внимание, мышление, память – это познавательные процессы человека, которые обеспечивают возможность сохранять в сознании запечатленное, выражать и передавать его другим людям.
Когда человек сосредотачивается на объекте, имеющем для него в данный момент какое-то значение, то это определяется как внимание. Внимание может быть непроизвольным, произвольным, послепроизвольным:
- Для непроизвольного внимания при выполнении какой-либо деятельности характерно отсутствие стойкого интереса.
- При произвольном внимании, наоборот, имеется стойкий интерес не только к выполнению какой-либо деятельности, но и интерес к процессу его выполнения.
- При послепроизвольном внимании человек сосредотачивается на каком-либо объекте, который имеет значение лично для него.
Внимание имеет свои свойства:
- объем внимания – это количество объектов, которое возможно охватить за определенный период времени;
- распределение внимания – это способность удерживать в центре внимания одновременно разнородные объекты;
- концентрация внимания на определенном объекте;
- устойчивость внимания – это акцентирование внимания продолжительное время на одном объекте;
- переключение внимания – перенос внимания с одного объекта на другой;
- рассеянность внимания – неспособность акцентировать свое внимание в течение длительного времени на каком-либо объекте.
Психологи ещё не установили связь внимания с другими психическими процессами, но не сомневаются, что эта связь существует. От умения переключаться с одного объекта на другой, зависит, например, общение. Благодаря вниманию человек способен более эффективно и качественно выполнять любую работу. Что касается детей дошкольного возраста, то их внимание характеризуется непроизвольностью, неустойчивостью, отсутствием сосредоточенности. С началом школьного периода жизни внимание резко повышается, что является залогом успешной учебы.
Внимание школьников учитель может повысить, используя некоторые педагогические приемы. Среди них:
- голосовая и эмоциональная модуляция, жестикуляция, интонация, громкость голоса;
- темп голоса, изменение скорости, выдерживание паузы;
- конспектирование опорных слов при объяснении нового материала;
- прерывание речи на очевидных словах с требованием продолжения;
- предложение помочь вспомнить, например, даты, имена, термины;
- использование наводящих, риторических, контрольных, уточняющих вопросов-предложений;
- смена в ходе урока видов деятельности;
- четкая организация урока.
Внимание можно совершенствовать и для этого специалисты предлагают следующее:
- приучать себя быть внимательным даже в условиях высокой отвлекаемости;
- упражняться в наблюдении за несколькими объектами одновременно;
- тренироваться в переключении внимания;
- развивать волевые качества – сосредотачиваться даже тогда, когда не хочется;
- использование интеллектуальных игр;
- внимательно относиться к окружающим.
Таким образом, внимание можно и нужно развивать и совершенствовать в течение всей жизни.
Мышление
Под мышлением понимается процесс мыслительной деятельности человека, высшая форма его творческой активности.
К отличительным чертам мышления относится творческая переработка имеющихся представлений и создание новых, способность отражать как отдельные предметы, явления, свойства, так и связи, существующие между ними, опосредованное отражение окружающего мира.
Классификация мышления идет по разным основаниям. Чаще всего используется деление на теоретическое и практическое мышление по характеру решаемых задач.
По степени развернутости оно может быть дискурсивным и интуитивным, а по оригинальности выделяют репродуктивное и продуктивное мышление.
Классифицируется мышление и по форме – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление довольно часто применяется в повседневной жизни и направлено на решение практических действий, например, надо научиться нажимать кнопки на магнитофоне. Эта наиболее элементарная форма мышления является основой для формирования более сложных его видов. Основу наглядно-образного мышления составляют восприятия или представления, потому что задачи решаются посредством образов.
Надо сказать, что образы мышления и образы восприятия отличаются друг от друга своей обобщенностью и отвлеченностью – в образах мышления отражаются только важные и наиболее существенные свойства.
Словесно-логическое мышление относится к понятийному мышлению, решение задач происходит при помощи рассуждений. Понятие – это существенные свойства явлений и предметов окружающего мира, которые подразделяются на общие и конкретные. Если, например, сажают яблоню или березу, а не просто дерево, то это конкретное понятие.
Человеку свойственно рассуждать в процессе мышления. Суждения бывают общие, частные, единичные.
Что касается общих суждений, то они содержат информацию обо всех предметах и явлениях, причем, как утвердительную, так и отрицательную. Частные суждения включают только часть предметов и явлений, которые включаются в понятие. При единичном суждении речь идет об индивидуальном понятии, например, Таня отлично рисует. В ходе каких-либо рассуждений делаются выводы, которые создают новые суждения. Новое суждение получило название умозаключение.
Если умозаключение делается от частного к общему, то это будет индукция, а обратный процесс получил название дедукция.
В реальности существует огромное количество видов мышления, связанных между собой. Люди отличаются друг от друга качеством мышления – широтой и глубиной ума, самостоятельностью мышления, его гибкостью, быстротой и критичностью.
Развитие мышления происходит в процессе овладения знаниями, источниками которых являются школа, книги, СМИ, радио и телевидение и др.
Память
Память является сложным психическим процессом воссоздания прошлого опыта через запоминание, хранение и повторение.
Чтобы что-то запомнить человек связывает запоминаемое с известным, т.е. образует ассоциацию, которые могут быть сложными и простыми.
К простым ассоциациям относятся ассоциации по контрасту, объединяющие противоположные явления, по сходству, объединяющие два явления, имеющие схожие свойства, по смежности – тоже объединяются два явления, связанные во времени и в пространстве.
В основе знаний человека лежат сложные смысловые ассоциации, объединяющие два явления, связанные между собой – часть и целое.
В зависимости от того, какое содержание надо запомнить, выделяют 4-е вида памяти:
- двигательную,
- словесную,
- эмоциональную,
- образную.
Двигательная память лежит в основе двигательных навыков человека, а словесная память, связана с запоминанием, хранением и повторением услышанного или прочитанного материала в словесной форме. Чувства, пережитые человеком хранит эмоциональная память. Память образная дает возможность запоминать, а потом воспроизводить обстановку, запахи, картины природы, лица и др.
Память по продолжительности сохранения материала может быть кратковременной и долговременной. При кратковременной памяти запоминание материала происходит на короткий период времени и после его воспроизведения быстро забывается. Кратковременная память может переходить в долговременную – происходит такая трансформация тогда, когда человек один и тот же материал использует постоянно. Долговременная память сохраняет необходимый материал в течение длительного времени.
К основным процессам памяти относятся запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Запоминание в зависимости от цели может быть произвольным и непроизвольным.
Для произвольного запоминания характерна сознательная цель – усвоить и запомнить полученную информацию, используя при этом специальные приемы и волевые усилия.
Если материал понят и осмыслен, то информация не забывается.
Непроизвольное запоминание происходит само по себе и человек не ставит перед собой цель запомнить информацию.
Непроизвольно и продуктивно запоминаются те события, которые произвели на человека очень сильное впечатление.
Довольно часто встречаются нарушения памяти и внимания – мозг перестает правильно ориентироваться и теряется связь с другими процессами, в результате чего возникают сложные проблемы.