Огромное количество воспринимаемых образов предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений и воспоминаний, составляют психическую жизнь человека. Думать одновременно о разных вещах и выполнять разнообразные работы человек не может. Его сознание в каждый отдельный момент направляется на наиболее важные и значительные для него предметы и явления. Процесс внимания является следствием психической установки, которая обеспечивает четкую работу этих процессов и, проявляющееся в них внимание. Установку внимания можно направить как на объекты внешнего мира, так и внутреннюю собственную жизнь.
Психологическая природа внимания
Внимание традиционная психология определяет как деятельность, которая помогает расчленить сложный состав впечатлений, идущих извне, выделить и сосредоточиться на наиболее важных.
О том, что в актах внимания встречаются явления не одного психического порядка, знала еще прежняя психология. Внимание в своем развитии исходит из целого ряда представлений чисто двигательного характера. Акты внимания начинаются с известных установочных реакций, которые сводятся к движениям различных воспринимающих органов. Например, если что-то предстоит разглядеть, то человек принимает специальную для этого позу, чтобы воспринимающие органы поставить в наиболее удобное положение.
Экспериментальные исследования показали, что даже легчайшие акты внимания, сопровождаются изменениями дыхательной и пульсовой кривой. Все двигательные реакции составляют только половину дела, а другая половина заключается в прекращении движений и реакций, не связанных с предстоящей деятельностью.
С точки зрения психологии прекращение реакции представляют такую же двигательную реакцию, как и активное движение.
В жизни человека наибольшую роль играют такие акты внимания, когда первая часть картины отсутствует, обычно это бывает при внутреннем внимании. Это происходит тогда, когда объект составляет часть реакции самого же организма, а сама реакция выступает в роли внутреннего раздражителя.
Внимание с реактологической точки зрения понимается как система реакций установки. Это подготовительные реакции организма, приводящие тело в нужное положение и состояние. Они подготавливают тело к предстоящей деятельности.
Таким образом, реакции установки ничем не отличаются от других реакций и в них легко обнаружить три необходимых момента, возникающих при полном протекании какой-либо реакции:
- Наличие соответствующего раздражения – толчка или импульса. Без подобной опорной точки ни одна реакция установки не возникает;
- Момент центральной переработки этого импульса. О его наличии можно судить по разнообразным формам этих реакций, даже если они вызваны одним и тем же толчком. Зависеть они будут от состояния центральной нервной системы;
- Следующий момент реакции – её ответный эффект.
В этом смысле реакция установки является самой обычной реакцией организма. Правда в поведении человека на её долю выпадает особая роль. Она как бы подготавливает будущее поведение человека, поэтому её можно назвать предреакцией.
Внутренняя и внешняя установка
Эмпирическая психология внимание характеризовала как непроизвольное и произвольное. Непроизвольным вниманием считали такие акты, которые привлекали человека своей чрезмерной силой, интересом или выразительностью. Например, резкий и сильный звук в тихой комнате, может стать примером непроизвольного внимания. Причина такой установочной реакции будет лежать в неожиданной силе нового раздражителя.
Произвольное внимание или внутреннее обращено внутрь организма, а его предметом может стать собственное переживание, поступок или мысль. Например, произвольным будет внимание, когда человек старается что-то вспомнить, сообразить, написать письмо и др.
Специалисты долгое время считали, что между непроизвольным и произвольным вниманием есть внутренняя и коренная разница. Эта разница покрывается различием между физиологической природой первого типа и психологической природой второго. Произвольное внимание они характеризовали как внутреннюю волю, не связанную с телесными проявлениями. Однако экспериментальные исследования показали, что произвольное внимание имеет те же самые соматические реакции дыхания, кровообращения, что и при первом типе внимания.
Различием между этими типами внимания является отсутствие в произвольном внимании явно выраженных приспособительных реакций внешних органов. Объясняется это различием в объекте, на который в обоих случаях направлено внимание. Естественно, что при внимании извне, организм реагирует подготовкой соответствующих органов восприятия. Через эти органы оно доводится до сознания.
Когда человек что-то усиленно и сосредоточенно вспоминает, он как бы прислушивается к словам, которые звучат внутри его и, безусловно, посторонние звуки ему будут мешать. В этом случае язык закрепляет то полное сходство, существующее между приспособительными движениями и ухом. Психологической разницей будет наличие во втором случае внутреннего раздражителя. Он способен вызвать тот же эффект установочной реакции, что и внешний раздражитель.
Различие между внутренней и внешней установками сводится к различию между прирожденным, т.е. безусловным рефлексом и приобретенным, т.е. условным рефлексом. Сосредоточение в его простейших формах – безусловный рефлекс, проявляется уже с рождением младенца и имеет все черты внимания взрослого.
Раздражение, которое вызывает этот рефлекс и сопровождается еще каким-то раздражением, при многократном совпадении во времени этих раздражителей, вызывает новую связь в коре головного мозга. Образуется новый рефлекс, который будет действовать с механической правильностью и вызываться новым раздражителем с такой же точностью, что и безусловный рефлекс. Таким образом, внешняя установка, которая вызывалась внешним раздражителем, переходит во вторую фазу, и становится установкой внутренней, потому что подчинилась внутреннему раздражителю.
Биологическое значение установки
Сложный организм имеет более многообразную и тонкую форму взаимоотношений со средой, а его поведение принимает высокие формы. В поведении человека едва ли 0, 01% всех реакций принадлежит к числу прирожденных, не затронутых влиянием личного опыта.
Эта надстройка имеет биологический смысл, суть которого заключается в предварительном приспособлении организма к тем событиям, которых еще нет, но они обязательно должны произойти. Предварительная форма приспособления к будущим изменениям среды переходит в реакции внимания или установки. Говоря другими словами, рефлекторно связывается с такими импульсами реакций, которые и приводят организм в подготовительное состояние.
По определению Грооса, с биологической точки зрения, установка может быть определена как ожидание грядущего, как средство, которое дает возможность организму в момент наступления опасности, реагировать нужными движениями, даже при отдаленном их приближении.
Поведение человека в его сложных формах как бы раздваивается – при громадном количестве реакций, выработанных организмом и сложностью их комбинирования, возникает необходимость в особом управлении протеканием этих реакций, в контроле собственного поведения.
Внутренние раздражители выступают в роли контролирующих и регулирующих реакций. Они возникают с проприорецептивного поля и приводят организм в боевую готовность перед каждой новой реакцией. Поэтому внимание сравнивают с внутренней стратегией организма, потому что оно выступает в роли направителя, организатора, руководителя и контролера боя, при этом непосредственного участия в нем не принимающего.
С биологической точки зрения установке важно быстро перебегать с одной реакции на другую, чтобы своим организующим действием охватить все стороны поведения. Ритмичность внимания имеет такую же природу, что означает отдых внимания, который необходим для его длительной работы.