Роль семьи в воспитании детей с нарушением слуха
Нарушение слуха – это частичное (тугоухость) или полное (глухота) снижение способности обнаруживать и понимать различные звуки.
Нарушением слуха могут страдать различные организмы, которые способны воспринимать звуки.
Своевременное установление нарушения слуха способствует успешной компенсации данного недостатка. Компенсация должна быть комплексной, то есть осуществляться не только в специализированном учреждении, но в рамках семьи.
Компенсация – это универсальная способность организма в определенной мере возмещать определенные нарушения или утрату некоторых функций.
Компенсация представляет собой один из оптимальных путей развития ребенка с нарушением слуха. Особое значение в компенсации слуха имеет семья ребенка, которая морально поддерживает его.
Дети с нарушением слуха, основную часть времени проводят в кругу семьи. В случае, если окружающие ребенка взрослые люди воспринимают его недуг адекватно, не делают на него отрицательный упор, то не только процесс компенсации осуществляется успешно, но и формируется адекватная самооценка. Ребенок не стесняется своего недостатка, соответственно у него не формируется комплекс собственной неуверенности в себе и своих возможностях.
Неуверенность в себе (комплекс неуверенности) – это совокупность ощущений, мыслей и поведения, характеризующихся тем, что человек не уверен в том, что он справится с чем-то, либо он воспринимает себя недостойным чего-то, либо он как-то отрицательно отличается от окружающих людей.
Таким образом, поддержка и забота близких людей позволяет ребенку успешно социализироваться в обществе, не испытывая неуверенности в себе и своих способностях. Именно семья выполняет функцию психологической защиты ребенка с нарушением слуха и поддерживает его эмоциональное благополучие.
Компенсация нарушения слуха в условиях семьи представляет собой уникальную возможность возмещения недостатка, и именно положительное влияние семьи на ребенка, его самомнение и психологический настрой, имеют особое значение. От того, как родители воспринимают недостаток своего ребенка, зависит его самооценка и отношение к самому себе.
Родителям важно не просто поддерживать ребенка, а показать ему, что они любят его таким какой он есть, при этом адекватно оценивать его возможности и способности. Только в случае такого психологического настроя со стороны членов семьи можно получить положительные результаты компенсации недостатка, формирования адекватного отношения к самому себе, успешной социализации в обществе и исключения развития комплекса неуверенности в собственных силах и возможностях.
Основные функции семьи, оказывающие положительное влияние на развитие ребенка с нарушением слуха и формирование у него адекватного восприятия самого себя:
- Функция психологической защиты.
- Функция эмоционального удовлетворения.
- Функция социализации.
Таким образом, роль семьи в воспитании и развитии ребенка с нарушением слуха неоценима. В случае, если родные люди воспринимают ребенка таким какой он есть, не стесняются его и не указывают на его недостатки, то процесс личностного формирования ребенка проходит по адекватному пути.
Типы отношения родителей к ребенку с нарушением слуха и их влияние на возникновение комплекса неуверенности
В настоящее время психологами определены главные направления и критерии отношения родителей в семье с ребенком с нарушением слуха, которые способствуют его успешному развитию и воспитанию, а также социализации в обществе:
- Принятие ребенка и его физического недостатка. Родители должны не просто принимать своего ребенка таким какой он есть, но адекватно и объективно оценивать его возможности. В процессе взаимодействия с ребенком показывать ему свою искреннюю любовь и преданность, отсутствие чувства вины и неприязни. Главным девизом в воспитании и развитии ребенка должно быть «Достичь как можно большего там, где это возможно».
- Исключить внутреннюю реакцию отрицания дефекта. Очень часто многие родители внутренне не признаю наличие у своего ребенка какого-либо физического дефекта, хотя внешне они принимают все возможнее усилия, чтобы его преодолеть. Это может негативно сказаться на ребенке, так как родители, отрицающие дефект, «строят» планы относительно будущего ребенка, настаивают на достижении высоких результатов, недосягаемых для ребенка. Такое поведение в итоге приводит к формированию низкой самооценки и развитию комплекса неуверенности.
- Исключение чрезмерной опеки, протекции и защиты. Родители детей с нарушением слуха очень часто испытывают чувство вины за то, что ребенок родился такой, они исполнены по отношению к нему чувством жалости. Все это приводит к возникновению гиперопеки, подпитываемой гипертрофированной любви. Стремление родителей все выполнять за ребенка в итоге приводит к тому, что уровень его развития останавливается на инфантильном. То есть ребенок попросту не приспособлен к самостоятельной жизни.
- Исключение отвержения ребенка и его скрытого отвержения. Родители, признают дефект ребенка и даже принимают его внутренне, но при этом считают его позором для семьи. В результате такого непринятия у родителей постепенно формируется «отвращение» к ребенку, что естественно не остается для него незамеченным. В итоге отвержение может привести к развитию у ребенка чувства неполноценности и неуверенности в себе.
- Открытое отвержение ребенка и отречение от него. Родители отдают отчет в своих враждебных чувствах и обращаются к разным формам защиты - виноваты врачи, педагог. Внешнее неприятие также негативно сказывается на развитии ребенка, его самооценке и принятии самого себя.
Таким образом, именно семья устанавливает условия развития ребенка. Большую роль играет степень заинтересованности родителей в результате успешной социализации ребенка с нарушением слуха. Родители должны стремиться как можно больше узнать о дефекте своего ребенка, чтобы знать, как помочь ему преодолеть его.