Понятие, виды и свойства внимания
Внимание – это особое свойство психики человека, которое существует и функционирует совместно с мышлением, восприятием, памятью и движением.
Невозможно быть просто внимательным, можно быть внимательным только в процессе выполнения определенной деятельности. То есть внимание имеет избирательную направленность на выполнение определенных действий или работы.
Принято выделять несколько видов внимания, в зависимости от сознательности выбора, регуляции и направления.
Виды внимания:
- Пассивное внимание (непроизвольное) – это самое простое по своей природе внимание, которое имеет генетическое происхождение. Данный вид внимания возникает и поддерживается на протяжении жизни вне зависимости от целей человека. Так, в процессе деятельности человек увлекается выполнением действий, что у него возникает непроизвольное внимание к данному виду деятельности.
- Произвольное внимание – это вид внимания, который развивается у человека в процессе трудовой деятельности. Значимость произвольного внимания заключается в том, что оно необходимо для выполнения осознанной и планомерной деятельности. Произвольное внимание, в отличие от непроизвольного имеет социальное происхождение, то есть оно формируется у человека в процессе взаимодействия с другими людьми и при выполнении разнообразных видов деятельности.
- Послепроизвольное внимание – это внимание, которое так же, как и произвольное имеет целенаправленный характер и требует для своего проявления определенных волевых усилий, но в последующем деятельность настолько увлекает человека, что внимание сохраняется и удерживается уже без приложения усилий.
К свойствам внимания относят:
- Концентрация – это уровень сосредоточенности на определенном объекте или действии.
- Устойчивость – это длительность, в течение которого сохраняется необходимая концентрация внимания на нужном человеке уровне.
- Объем внимания – включается в себя количество одинаковых объектов и предметов, которые человек способен удержать на определенное время с одинаковой четкостью. В этой связи принято выделять «узкое» или «широкое» внимание.
- Переключаемость внимания – это осмысленное и сознательное, целенаправленное и преднамеренное, обусловленное поставленной целью и ее корректировкой изменение направления сознания с одного вида деятельности на другой.
- Распределение внимания – это способность удерживать в центре внимания одновременно несколько различных объектов и выполнять одновременно несколько действий.
Взаимосвязь внимания и учебной успеваемости у подростков
Человек проявляет необходимый уровень внимания только в том случае, если выполняемая им деятельность интересна ему. Это относится и к учебной деятельности. В случае, если учебная деятельность интереса ребенку или подростку, то он достаточно успешен в ней. Если учебная деятельность не привлекает подростка, то он не проявляет должного уровня внимания и успешности в ней.
Учебная деятельность в большинстве случаев не является привлекательной для подростков. Проявляется это в том, что в процессе посещения уроков или при выполнении домашнего задания подросток невнимателен, ему сложно сосредоточиться и очень легко отвлечься на другой вид деятельности (просмотр телевизора, компьютерные игры и т.д.). В таком случае еще принято говорит о недостаточно развитой учебной мотивации у подростка.
Для того, чтобы учебные занятия были привлекательные для подростка, необходимо поддерживать у него познавательную активность, которая будет оказывать влияние и на развитие внимание, способности удерживать его в процессе учебной деятельности. Такой подход будет оказывать положительное влияние и на успешность обучения и успеваемость подростка.
Основные средства организации учебной деятельности подростков и поддержания внимания на должном уровне, включают в себя разнообразные непознавательные мотивы, такие как ответственность, долг, стремление получение хорошей оценки, получение похвалы от педагога или родителя и т.д.
При организации работы с невнимательными подростками особое значение имеет развитие отдельных свойств внимания:
- Объем внимания. Первоначально необходимо определить то, сколько подросток способен воспринять и охватить учебных объектов с одинаковой ясностью.
- Устойчивость внимания. Так же первоначально нужно определить то, какое время подросток способен поддерживать необходимый уровень сосредоточенности на определенном учебном объекте или учебной деятельности.
- Концентрация внимания. Устанавливают исходный уровень сосредоточенности подростка на учебной деятельности, как реагирует на отвлекающие факторы в процессе выполнения учебных заданий или домашней работы.
- Переключение внимания. Устанавливается скорость преднамеренного перехода подростка с одного вида учебной деятельности на другой. Особое внимание уделяется то, каким нервным напряжением это сопровождается и какое волевое усилие прилагается.
- Распределение внимания. Определяют рассредоточение внимания на несколько учебных объектов за определенное время (например, в течение урока).
После того, как будет установлен исходный уровень всех свойств внимания, разрабатывается программа по его развития непосредственно в учебной деятельности подростка.
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность — важный фактор в подростковом возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования подтверждают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый вклад в успешность обучения по разным школьным предметам.
Влияние вида внимания на успешность в конкретном учебном предмете:
- Математика – ведущая роль принадлежит объему внимания.
- Русский язык – точность распределения внимания.
- Чтение – устойчивость внимания.
Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Сложность, однако, заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени.