Влияние семейного воспитания на ребенка
Семейное воспитание – это совокупность процессов воздействия на ребенка со стороны родителей и других членов семьи с целью его социализации.
Семья, с точки зрения психологии, обуславливает первичную социализацию ребенка, а вторичной социализацией занимаются детский сад, школа, высшее учебное заведение. Безусловно, что первичная социализация будет важнее.
Первичная социализация предполагает освоение языка и эмоционального строя, освоение ценностных норм и содержательных представлений общества. Первичная социализация формирует у ребенка социальную ответственность и умение подчинять свое индивидуальное общему.
В формировании личности ребенка семья играет определяющую роль, причем на каждом возрастном этапе эта роль меняется и имеет специфические особенности.
Характер общения ребенок усваивает в семье, поэтому ответственность за воспитание способности к человеческому общению лежит на родителях. Заботу друг о друге, навык решения семейного конфликта, нравственное воспитание, ребенок может приобрести только в здоровой семье. Успешность воспитания подростка в семье во многом зависит и от включение подростка в хозяйственную деятельность.
Когда родители со своими правами и обязанностями не справляются, в семье возникает дисгармония, приводящая к дисфункциональности. В результате возникает дезадаптация ребенка, следствием которой является десоциализация, что характерно для современного общества. Родители, понимающие, что от них зависит формирование личности ребенка, что их поступки и поведение способствуют этому формированию, будут вести себя соответственно.
Структура личности формируется в процессе взаимоотношений с родителями и близкими родственниками с первых дней жизни ребенка, входя в мир своих родных, он перенимает их нормы поведения. Родители закладывают фундамент первых контактов, на который надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие подростка.
Таким образом, можно сказать, что главнейшая функция семьи состоит в создании условий для развития личностей ее членов.
Семья для ребенка – это первая педагогическая система, в которую он попадает и находится в ней постоянно, а это значит, что любое действие родителей имеет воспитательное значение. Семейное воспитание по своей сути уникально, что проявляется в его непрерывности, продолжительности, эмоциональном характере и устойчивом влиянии. Однако сегодня в мире воспитательный потенциал семьи снижается, что можно объяснить целым рядом причин:
- трудовая занятость родителей и, как следствие, нехватка времени на воспитание;
- отсутствие времени на общение и совместное времяпрепровождение;
- отчуждение между поколениями, что является следствием ценностных различий;
- растущее влияние внешних факторов на микроклимат семьи.
Значительное влияние имеют и личностные особенности родителей, такие как противоречивость личности, неадекватная самооценка, неуверенность, эгоцентризм, негибкость мышления и др.
От того, как родители относятся к ребенку, будет зависеть отношение ребенка к самому себе в будущем.
Родительские установки и типы семейных отношений
Под стилем воспитания понимается отношение к детям и к воспитанию как таковому. Родительская установка или позиция относится к конкретному ребенку.
Специалисты выделяют 4 типа родительских установок:
Принятие и любовь, когда ребенок становится центром интересов, и родители много времени посвящают ребенку, проявляя к нему большую нежность и занимаясь совместными делами. При такой установке ребенок ощущает чувство близости и развивается нормально;
Установка явного отвержения, при которой родители говорят о своей ненависти к ребенку, проявляют невнимательность и жестокость, избегая контактов. Установка явного отвержения формирует эмоционально неразвитую агрессивную личность, с преступными наклонностями;
Излишняя требовательность проявляется в девизе – не хочу ребенка таким, какой он есть. Исходя из этого, родители критикуют и придираются к ребенку по всякому поводу, похвалы не бывает, а это в будущем ведет к фрустрации и неуверенности в себе;
Позиция чрезмерной опеки и её девиз – для своего ребенка сделаю абсолютно всё и вою жизнь посвящу только ему. Воспитание ребенка при данной позиции отличается большими поблажками или ограничением свободы. Данная установка приводит к тому, что ребенок вырастает инфантильным, несамостоятельным.
Что касается типа семейных отношений, то это чисто педагогическое поведение родителей – это приемы, способы, методы воспитания.
Психологи выделяют следующие типы семейных отношений:
Диктат – подразумевает, что как надо жить, ребенку диктуют родители. Безусловно, данный тип семейного воспитания оказывает негативное влияние на развитие инициативы, чувства собственного достоинства, веры в себя. Развивается неадекватная самооценка, неудовлетворенность потребностей, включая саморазвитие, самоутверждение, самореализацию;
Опека говорит о чрезмерной заботе родителей, при которой, возможно, ребенок будет не готов к жизни, он не несет ответственности, объективно и субъективно неблагополучен, во-вторых, может иметь деспотическую направленность характера;
Невмешательство характеризуется тем, что родителям безразлична жизнь ребенка. В глазах ребенка они не имеют авторитета, а последствием является отчуждение ребенка;
Конфронтация предполагает противоборство родителей и ребенка, когда каждая сторона отстаивает свое мнение – результатом такого воспитания является неадекватная самооценка, негативные качества личности, такие как грубость, скандальность, цинизм и др.;
Сотрудничество – это оптимальный тип воспитания для успешной и благополучной социализации личности, это самоуважение, взаимодействие и сотрудничество семьи.
Стили семейного воспитания, влияющие на формирование личности подростка
Главная задача семейного воспитания состоит в создании благоприятных условий для духовного, физического, нравственного развития ребенка, а принципами являются гуманность, открытость и доверительность, разумная требовательность, помощь и поддержка.
Однако далеко не все родители следуют главной задаче и принципам воспитания.
Специалисты выделяют 3 основных педагогических стиля воспитания ребенка в семье:
- авторитарный,
- попустительский,
- демократический.
Рисунок 1. Стили семейного воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
При авторитарном стиле родители используют свою власть и подавляют ребенка, а в итоге ребенок вырастает пассивный, мрачный, недоверчивый.
Попустительский стиль говорит сам за себя – ребенок предоставлен сам себе, потому что родители им занимаются мало. Ребенок, воспитанный в этом стиле, не отличается упорством, он не умеет строить планы и достигать цели.
При демократическом стиле воспитания родители поощряют интересы ребенка, развивают его способности, поэтому ребенок растет любознательным во всех сферах и активным, отличается самостоятельностью.
Кроме основных стилей семейного воспитания, существует расширенная их классификация.
Стиль «Кумир семьи», когда ребенок находится в центре внимания и ему всё позволено. Такой стиль способствует воспитанию эгоиста с неадекватной самооценкой.
Стиль «Золушка» – ребенка постоянно наказывают и ругают, без эмоциональной поддержки. В будущем ребенок будет забитый и тихий с заниженной самооценкой и скрытой агрессией.
При гиперопеке право выбора у ребенка отсутствует, все вопросы за него решают родители, а ему остается расти пассивным и абсолютно не готовым к самостоятельной жизни. Гипоопека предполагает самотек в воспитании, его воспитывают все, кроме родителей и здесь множество вариантов развития, к сожалению, неблагополучных.
Попустительско-снисходительный стиль воспитания убеждает ребенка в том, что «ему ничего не будет», а при стиле круговой обороны родители не замечают неприемлемого поведения со стороны своего ребенка и считают, что он всегда прав.
Педантично-подозрительный стиль проявляется в тотальном контроле и недоверии, что делает ребенка нервным, агрессивным, тревожным.
Не лучше и жестко авторитарный стиль воспитания, когда у ребенка нет права голоса, нет выбора, и он растет стеснительным, замкнутым и, часто, агрессивным.
Что касается увещевательного стиля воспитания, то родительская позиция проявляется только на словах – ребенок сам себе хозяин. Такой стиль воспитания, как расширенная сфера родительских чувств нарушает личное пространство ребенка, не давая ему возможности иметь личные тайны, а это чревато внутренними конфликтами, агрессией, недоверием к людям.