Особенности проявления темперамента у младших школьников
Темперамент — это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими (то есть темпом, ритмом, интенсивностью психических процессов), а не содержательными аспектами деятельности.
Темперамент, как и иные свойства организма, подвергается изменениями в ходе взросления ребенка. То есть, на каждом возрастном этапе взросления и развития человека имеет свои индивидуальные особенности проявления.
Исследователи выделили ряд особенностей темперамента младших школьников, которые крайне важно учитывать педагогу в ходе своей деятельности. Это необходимо для создания оптимальных условий воспитания и обучения детей, формирования у них положительных качеств личности, обеспечение гармоничного развития каждого учащегося.
Особенности проявления темперамента у детей младшего школьного возраста выглядят следующим образом:
Сангвиник. Ученик с данным темпераментом очень подвижный, «живой» и непоседливый, он постоянно тянет руку, разговаривает с соседями, выкрикивает на уроках. В процессе урока такие ученики отличаются тем, что очень бурно и радостно реагируют на новые сведения и интересные факты. Однако увлеченность у детей-сангвиников не всегда устойчива и постоянна, в этой связи довольно часто увлекшись каким-либо делом или занятием, ребенок быстро к нему охладевает и забрасывает.
Холерик. Ребенок-холерик выделяется среди сверстников своей порывистостью, его движения быстры и импульсивны. Во время урока ученик-холерик очень часто меняет позу, непрерывно разговаривает с другими детьми, в учебе активен и готов ответить на любой вопрос учителя, даже не подумав над ответом, в результате чего попадает впросак, но при этом не смущается. Речь ученика-холерика очень быстра и громка, мимика и жестикуляция эмоциональны.
Флегматик. Характеризуется спокойствием и неторопливостью, отвечает на вопросы, предварительно подумав, в случае, если не знает ответа, то предпочитает молчать. Ученик-холерик правильно распределяет свое время, в результате чего он способен освоить большой объем учебной информации и не устать. В классе такой ребенок ведет себя спокойно, сверстники стараются его растормошить и вовлечь в игры, развеселить. Он очень добродушен и редко выходит из себя, его сложно как развеселить, так и рассердить. В основном учащиеся-флегматики имеют ровные отношения со всеми учащимся класса.
Меланхолик. Ученик-меланхолик во время урока спокоен, он не выкрикивает с места, не вскакивает, сидит в основном в одной и той же позе. Настроение крайне изменчиво, даже при незначительных событиях, кроме того он очень мнителен и чувствителен, тяжело переносит обиды и огорчения. Во время ответов с места учителю или у доски, чувствует себя скованно и неуверенно, говорит медленно, очень смущается, голос тихий и глухой. Ученики-меланхолики очень быстро утомляются. Очень часто ребенок имеет сложности в общении со сверстниками, из-за своей скрытности, обидчивости и мнительности.
Взаимосвязь темперамента и установления взаимоотношений со сверстниками и педагогами
Особенности темперамента ребенка младшего школьного возраста оказывают определенное влияние на установление взаимоотношений со сверстниками и учителем:
Дети холерического темперамента. Дети с таким типом темперамента очень быстро устанавливают контакты со сверстниками, вовлекают их в совместные игры и развлечения, организаторами которых очень часто они сами и являются. Именно благодаря этому, с детьми-холериками очень любят дружить и просто играть одноклассники. Однако, отталкивающим фактором является то, что они очень импульсивны и вспыльчивы, в связи с чем крепкие дружеские отношения они создают редко. В основном ребенок-холерик дружит одновременно со всем классом и в то же время он считается «одиночкой».
Взаимоотношения с учителем у ребенка-холерика разнообразны по своему проявлению. Обусловлено это тем, что ребенка привлекает ум и знания учителя, но не нравится то, что от него требуют соблюдать дисциплину, выполнять уроки, не разрешают шуметь и разговаривать на уроке и т.д. В целом же учитель и ученик-холерик имеют хорошие взаимоотношения, которые при соблюдении ряда условий весьма плодотворны.
Дети-сангвиники. Взаимоотношения у детей-сангвиников с другими учениками класса устанавливаются дружеские, так как они легко идут на контакт, с готовностью принимают участие в любом деле и доводят его до логического конца. Однако, сангвиники легко могут обидеться даже на незначительное замечание со стороны другого ребенка и даже заплакать. Дети-сангвиники, в отличие от детей-холериков способны поддерживать длительные дружеские взаимоотношения, чаще всего у них имеется 2-3 постоянных друга.
С учителем у детей-сангвиников достаточно «ровные» взаимоотношения, основанные на совместной деятельности, в которую учитель вовлекает учащихся. Очень часто именно такие дети становятся главными помощниками учителя, выполняют его поручения и всегда с радостью принимают участие во всех начинаниях (выступление на утреннике, написание плаката или стенгазеты и т.д.).
Дети флегматического темперамента. Это достаточно спокойные дети, которые редко принимают участие в общих играх и увлечениях. С одноклассниками у них устанавливаются относительно дружеские взаимоотношения. Однако дети очень любят дразнить флегматиков, стараться их расшевелить, развеселить и, даже, обидеть. Ввиду стремления к спокойствию и тихим играм, дети-флегматики выбирают себе в друзья таких же спокойных детей. К дружбе флегматики относятся очень щепетильно, поэтому к выбору друга подходят ответственно. Дружба длится долгие годы.
С учителем у учащихся-флегматиков устанавливаются спокойные и ровные взаимоотношения, так как такой ребенок не доставляет проблем в плане поведения и соблюдения дисциплины. Основная задача учителя заключается в том, чтобы помочь ребенку освоить учебную программу и получить необходимые навыки для продуктивного взаимодействия в окружающем социуме.
Дети с меланхолическим темпераментом ведут себя тихо и скромно, в игры с одноклассниками не вступают, либо вступают крайне редко. Чаще всего они имеют 1-2-х друзей еще с дошкольного детства, с которыми они любят проводить время и играть.
Между учеником-меланхоликом и учителем устанавливаются доброжелательные взаимоотношения, так как педагог понимает, что таким детям сложно общаться с окружающими и необходимо развивать коммуникативные способности и укреплять уверенность в себе. Все это возможно только в случае, если ученик доверяет учителю.