Сущность страхов и причины их возникновения у детей младшего школьного возраста
Страх — это внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.
В настоящее время проблема формирования различных страхов у детей является достаточно актуальной. Психиатры и психологи, занимающиеся исследованием данной проблемой, подчеркивают, что одной из основных причин формирования страхов у детей является стиль воспитания в семье.
Причины возникновения страхов у детей младшего школьного возраста:
- Социально-экономические факторы. Тревожность родителей, их неуверенность в будущем, отсутствие стабильности и т.д., оказывают воздействие и на психику ребенка, который чувствует их переживание и тревогу.
- Структура семьи и тип детско-родительских отношений. В зависимости от того как родители относятся к своему ребенку у него формируется восприятие себя и характер взаимодействия с окружающими. Если родители поддерживают с ребенком эмоционально положительные отношения, то процесс его воспитания и развития происходит в благоприятной психологической среде. В случае, если родители проявляют по отношению к ребенку отрицательные эмоции, то это оказывает негативное воздействие на формирование его личности и приводит к развитию неврозов, тревожности и страхов.
Основной причиной возникновения страхов у детей младшего школьного возраста является неприятие родителями своих детей. Неприятие и нелюбовь негативно сказываются на нормальном развитии личности ребенка. Данный стиль семейного воспитания характерен для неблагополучных семей, где родители обладают низким уровнем нравственной культуры. Однако он может встречаться и в достаточно обеспеченных семьях, где эмоциональные и духовные потребности ребенка попросту игнорируются родителями, так как на первое место выходит его материальное обеспечение. Родители игнорируют желание ребенка пообщаться, поделиться своими мыслями и идеями, им важнее обеспечить его всеми необходимыми материальными благами.
Неприятие родителями своих детей приводит к тому, что ребенок испытывает постоянно психическое давление, оказывающее негативное воздействие на формирование и развитие его личности. Ребенок становится не уверенным в себе, робким, с заниженной самооценкой, испытывает трудности в общении и взаимодействии, развивается множество различных страхов.
Страхи, которые испытывает ребенок, воспитанный в атмосфере неприятия, в основном связаны с жизнью. Это сопряжено с тем, что ребенок понимает и осознает свою ненужность, он считает, что если родные люди не смогли его полюбить, то уже никто другой и не полюбит. Чаще всего такие детские страхи перерастают в жестокость и агрессию.
Взаимосвязь стиля семейного воспитания и возникновения страха у детей младшего школьного возраста
Стиль семейного воспитания - это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающихся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком.
Формирование страхов у детей младшего школьного возраста зависят в первую очередь от того, какой стиль воспитания преобладал в семье:
Авторитарный стиль семейного воспитания – это стиль воспитания, при котором родители всячески подавляют инициативу ребенка, осуществляя жесткое руководство и контроль над его действиями и поступками.
Данный стиль семейного воспитания основан на физических наказаниях, за любые проступки. Дети, лишенные родительской любви, заботы, сочувствия и ласки, вырастают неуверенным в себе, невротизированными, робкими, неспособными отстоять свою точку зрения. Все это способствует тому, что к младшему школьному возрасту у ребенка формируются страхи. В первую очередь это страх что-то не правильно сделать или ошибиться, расстроить родителей, не оправдать их ожиданий. Особенно страхи обостряются, когда ребенок поступает в первый класс, так как родители начинают еще сильнее «давить» на ребенка, контролируя его обучение, выполнение домашних заданий и т.д. Это порождает все новые и новые страхи.
Либерально-попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека) – это стиль, в основе которого заложена вседозволенность и попустительство относительно поведения и поступков ребенка.
Либерально-попустительский стиль семейного воспитания формирует капризную личность, которая считает, что ей все должны, а в случае, если желания и прихоти ребенка не исполняют, то он устраивает истерики и демонстративно обижается.
Этот стиль характерен для тех родителей, которые не умеют руководить ребенком, либо попросту не желают этого делать. При всем при этом родители достаточно заботливы и внимательны по отношению к ребенку. Ввиду того, что родители не проявляют должной твердости в вопросах воспитания, у ребенка не формируются границы дозволенного, при поступлении в школу, он впервые сталкивается с таким понятием как дисциплина. В результате чего могут возникнуть страхи, связанные с тем, что ребенок не сможет выполнить требования педагога должной мере, либо напротив, страх того, что теперь ему придется выполнять все, что скажет учитель, а те методы, которые он использовал против родителей, не имеют на него влияния.
Гиперопекающий стиль семейного воспитания – это стиль воспитания, при котором родители излишне опекают своих детей, в результате чего лишают его возможности самостоятельно развиваться в психическом, физическом и социальном направлении.
При гиперопекающем стиле воспитания родители постоянно находятся рядом с ребенком, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия. Основные страхи, которые испытывает ребенок младшего школьного возраста воспитанный в условиях гиперопеки – это страх окружающего мира, страх того, что с ним что-то может случиться, страх не справиться с проблемами самостоятельно.