Семейное воспитание — это процесс, в основе которого должны лежать принципы взаимопонимания и взаимоуважения. Ребенок для родителей является не только объектом воспитания и обучения, но и субъектом, обладающим собственными правами и обязанностями.
Основы семейного воспитания
Семья представляет собой важную ценность для жизни и развития каждого человека. Она обладает большим значением в жизни общества и государства, в воспитании подрастающего поколения. Высшая ценность общества — это здоровая, крепкая, дружная, благополучная семья.
Основная категория в педагогике представлена понятием «воспитание». В узком понимании оно заключается в процессе вскармливания и питания ребенка. Принято считать, что это понятие в науку ввел русский просветитель И. И. Бецкой в середине 18 века. Основная деятельность этого человека была сконцентрирована на создании «новой породы людей» посредством воспитания.
Семейное воспитание имеет также огромное значение в духовно-нравственном и социальном формировании подрастающего поколения. В семейной среде должны сочетаться стиль воспитания, личностные особенности родителей и условия, в которых находится семья. Стиль жизни семьи влияет на развитие личности и я-образа ребенка.
Воспитание в семьях происходит по следующим направлениям:
- Физическое;
- Эстетическое;
- Трудовое;
- Умственное;
- Нравственное (происходит по мере взросления).
Основной целью семейного воспитания является развитие важных качеств личности, способных помогать ей справится с трудностями, которые встречаются в жизни. Важные задачи в воспитании включают развитие творческих способностей, интеллекта, культуры, физического здоровья, первоначального опыта трудовой деятельности. В целом счастье и благополучие будущего поколения зависят от семьи. Именно родители являются первыми воспитателями.
Влияние стиля воспитания на формирование я-образа ребенка
Стиль воспитания как стиль взаимоотношений ребенка в семье отражает степень заботы, контроль и опека, тесные эмоциональные взаимоотношения между родителями и детьми (эмоционально теплый или холодный), характер управления поведением со стороны родителей (авторитарный, либеральный, демократический), количество запретов (попустительский или ограничивающий).
В теории встречается мнение многих исследователей, которые анализировали семьи и соответствующие стили семейного воспитания (Захаров А. И, Эйдемиллер Э. Г., Личко и др.). Есть описание негативных характерологических черт личности родителей, способствующих разным нарушениям в воспитании (Захаров А. И., Адлер А.).
В ряде трудов было рассмотрено воздействие стиля семейного воспитание на эмоциональные расстройства и социальную адаптацию ребенка. В них были раскрыты различные типы семейного воспитания, которые оказывают влияние на формирование низкого уровня социальной адаптации и высокой степени напряженности у детей.
Тенденции развития общества в настоящее время показали актуальность проблемы семейного воспитания. Это отражается на материальном и нравственном здоровье семьи, порождая большое количество социальных проблем:
- Рождение внебрачных детей;
- Материальные трудности в семьях;
- Сложные взаимоотношения между членами семьи;
- Наркомания, алкоголизм;
- Уклонение от обязанности воспитывать ребенка.
В результате перечисленных тенденций в нашей стране резко выросло количество неблагополучных семей. Они уже исчисляются сотнями тысяч. Современное состояние семей, как считают некоторые ученые, находится в глубоком кризисе. Это обусловлено тем, что стремительно снижается социальный статус семьи.
Роль воспитания и его воздействие на я-образ трудно переоценить. Родители — это основной и важный фактор, влияющий на личностный, духовный, интеллектуальный рост человека.
В разных семьях дети воспитываются уникальными. Для каждых родителей характерны свои особенности воспитания, что связано с факторами, влияющими на создание стиля воспитания в семье. Факторы включают представления о воспитании родителей, образ жизни, уровень образования и культуры.
Существует несколько стилей воспитания, которые влияют на я-образ: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.
При поддержке авторитетного стиля родители влияют на я-образ ребенка и представляют для него авторитет. В такой семье ребенок берет пример с родителей. Здесь царит демократия, а в ходе решения важных вопросов учитывается мнение всех членов.
Для ребенка, воспитанного в такой семье, характерна высокая самооценка, целеустремленность, сила воли, высокая степень ответственностью. Он, как правило, уверен в себе и своих силах, знает, к чему стремится, чаще всего дружелюбен. Он готов следовать социальным нормам, обладая высоким уровнем самоконтроля.
В рамках авторитарного стиля используются жесткие методы воспитания. На я-образ здесь влияет то, что родителями устанавливаются правила, которые они не готовы менять. Дети здесь не обладают правом голоса и вынуждены подчиняться.
Либеральный стиль воспитания более близок к анархии, когда человеку можно все. Ребенок здесь растет в атмосфере полной вседозволенности, при этом мать и отец принимают его эмоции, всецело доверяя и освобождая себя от ответственности за результат.
Для я-образа в таком стиле присуща высокая тревожность, нервозность, агрессия и импульсивность. Проблемы у детей в детском саду и школе чаще всего могут возникнуть по причине необходимости соблюдать правила.
Самым неблагоприятным стилем воспитания для я-образа считается индифферентный стиль. Здесь нет принятия чувств и эмоций ребенка, полностью отсутствует контроль. В эмоциональной сфере родители проявляют холодность, не замечая интересов ребенка.
Отметим, что на формирование детской личности (образа я) оказывают влияние множество факторов. Так, даже в семье с неблагоприятной обстановкой может сформироваться относительно гармоничная личность.