Самооценка — это совокупность представлений человека о важности своей личности и деятельности для других людей. Благодаря ей люди оценивают себя и собственные качества (чувства), достоинства и недостатки, выражая их открыто или закрыто.
Сущность и виды самооценки
Основным критерием оценивания становится система ценностей человека. Самооценка представляет собой образование, основной функцией которого становится обеспечение принятия личностью задач и выбор решений. Защитная функция самооценки предполагает обеспечение относительной стабильности и независимости.
Считается, что людей с низкой самооценкой не может ценить никто, кроме самых близких родственников или друзей. Несложно увидеть, что неуверенность становится своеобразным сигналом для окружающих людей, поскольку никто не способен знать человека лучше, чем он сам. Он заранее расписывается в собственной несостоятельности, чем показывает свою неуверенность. Это отражает негативное влияние низкой самооценки на всю жизнь индивида.
Самооценка играет большую роль, так как отражает уверенность человека в его профессиональных и личных способностях. Она показывает уровень самоуважения и адекватности. Оптимально высокая самооценка предполагает уважение к себе при трезвой (реалистичной) оценке собственных способностей (возможностей). Сниженная самооценка ведет к проявлению так называемой выученной беспомощности, когда индивид заранее опускает руки перед сложностями и проблемами, считая, что все равно ни на что не способен. Очень завышенная самооценка приводит к чрезмерным претензиям на внимание к собственной персоне и опрометчивыми решениями.
Таким образом, самооценка представляет собой совокупность представлений человека о важности своей личности или деятельности среди других людей. Он оценивает себя, свои качества и чувства. Психологи считают, что если личность является организацией ценностей, то в качестве ядра подобного функционального единства выступает именно самооценка.
Виды самооценки классифицируются по следующим признакам:
- Близость к реальности (адекватная / реалистичная / оптимальная / неадекватная / неоптимальная самооценка);
- Величина (уровень) — высокая самооценка (максимальный и приближенный к нему уровень), средняя (промежуточный уровень), низкая (минимальный уровень);
- Степень устойчивости (плавающая или стабильная самооценка);
- Широта охвата (общая, частная или конкретно-ситуативная самооценка).
Индивид может с детства выбирать собственный вид самооценки. Часто на это его подталкивают окружающие люди или обстановка в семье. Ребенок, у которого дома царит атмосфера взаимного уважения, доверия и понимания, готов поддержать других в трудную минуту и приспособлен к жизни. Он независим и уверен, поэтому у него самооценка выше. Дети же, в семье которых наблюдается разлад и недопонимание, являются менее приспособленными.
Самооценка и профессиональная деятельность
От самооценки зависит личностное и профессиональное развитие, семейное положение, карьерный рост. Самооценка играет решающую роль, так как показывает уверенность человека в собственных профессиональных и личных силах.
В профессиональной сфере оптимальной считается высокая самооценка. На работе такой человек уважает себя и других, реалистично оценивая чужие и собственные способности и возможности. У него, как правило, не возникает разногласий в коллективе, поэтому он способен работать в любой обстановке.
На работе сниженная самооценка ведет к тому, что человек не ценит себя и свой труд. Он может идти на поводу у других людей, часто отодвигая себя и свои потребности на задний план. Человека с заниженной самооценкой не ценят в коллективе. Часто такие люди находятся «на побегушках» у начальника. Такими людьми потакают, их легко подставить в конфликтной ситуации.
Специалист может иметь хорошее образование, но, если он не умеет общаться с людьми и не способен высказывать свое мнение (отстаивать собственную точку зрения), то любые знания и умения останутся в тайне от всех. Люди с низкой самооценкой не могут найти единомышленников. Только пересилив себя, можно найти общий язык с коллективом. Высокая самооценка позволяет начать себя реализовывать, заслужить уважение коллектива и поднять авторитет.
Влияние самооценки на выбор профессии
Самооценка часто играет решающую роль в выборе профессии. Без наличия достаточно высокого уровня самооценки выпускниками достаточно сложно определиться с выбором будущего вида деятельности. Самооценка позволяет определить вид профессиональной деятельности, которая максимально будет соответствовать имеющимся способностям.
Поиск профессии у старшего школьника выстраивается на признании у себя нравственно-волевых качеств. И только после этого человек обращает внимание на интеллектуальные и организаторские возможности. Как правило, требования к самому себе зависят от согласования идеального и реального образа собственного «Я». Индивид с сильной волей и высокой мотивацией способен достигать идеала благодаря усиленной работе над собой.
Профессиональное самоопределение на основе самооценки осуществляется следующим образом:
- Процесс развития самосознания с помощью формирования системы ценностей;
- Выстраивание модели будущего;
- Формирование идеального образа профессионала.
Самооценка, таким образом, становится феноменом самопознания, который не заложен в человеке природой. Ее необходимо развивать самостоятельно, что происходит в процессе личностного развития. Наряду с этим, можно говорить о разной степени объективности. Считается, что адекватный уровень самооценки крайне необходим для профессиональной ориентации.
Правильно выбрать профессию позволяет высокий уровень самооценки и оценки собственных способностей. В этой ситуации основные качества личности и интересы полностью совпадают с представлениями родителей и педагогов. Дополнительно это может подтверждаться определенными достижениями.