Понятие души в науке
Душа, как считают религиозные и философские учения, является бессмертной субстанцией, нематериальной сущностью, в которой выражена божественная природа и сущность человека.
В отечественной психологии и философии проблема души начинает занимать важное место. Душа, как туманная и неопределенная категория имеет принципиальную важность для психологии, поскольку название самой науки буквально можно перевести как «наука о душе».
Рисунок 1. Понятие души в религии и философии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В течение длительного времени понятие души в России считалось идеалистической абстракцией, которая была абсолютно несовместима с материалистическим пониманием мира. В этом заключался весь парадокс – психология была наукой о том, чего вроде бы и не существует.
Термин душа в философской и психологической литературе как синоним слова «психика» используется очень редко или не употребляется совсем. Более того, во многих психологических энциклопедиях и словарях понятие «душа» встречается не везде.
Если в обыденной речи душа соответствует понятию «внутренний мир человека», то в религии её невозможно понять с помощью психологических методов.
Церковь давно подчеркивала необходимость разграничения понятия применительно к научной психологии. Епископ Серпуховский Анастасий ещё в марте 1914 года на открытии первого в России Психологического института, говорил о том, что забывать о естественных границах познания души нельзя. Только внешняя сторона души может быть подвержена точному определению и измерению, потому что обращена к материальному миру. Внутреннюю же сущность души с её высшими проявлениями исследовать невозможно.
Психология как наука, изучая душевные явления, наверное, никогда не даст ответ на вопрос, что она изучает. Что касается философии, то понимание её первооснов очень тесно связано с проблемой души, потому что идея души свидетельствует о духовной целостности человека – именно душа объединяет эмоциональные и духовные проявления человека.
В собственном смысле этот термин начал употребляться для обозначения внутреннего мира человека в новоевропейской философии.
На две самостоятельные субстанции разделяет душу и тело дуалистическая метафизика Р. Декарта – душа духовная, а тело материально и протяженно. Взаимодействие души и тела, начиная с Декарта, обсуждается в русле психофизической проблемы. Лейбниц говорит о душе как о замкнутой субстанции, которая обладает чувствованиями и желаниями. Немецкий психолог И. Тетенс разделяет способности души на ум, волю и чувство, которое перенимает Кант.
Развивающаяся в XIX веке экспериментальная психология заменяет понятие души на понятие психики.
Наряду с направлениями, выделяющими в психике элементы – ощущения, акты, чувства, состояния, возникают течения, ставящие в центр внимания содержание сознания действующего и рефлексирующего «Я». Тогда понятие души может быть раскрыто через внутреннюю, целостную, духовную, активную характеристики.
Библия о душе
В Библии термин душа имеет шесть значений:
- Человек,
- Живое существо,
- Жизнь,
- Внутренний мир человека,
- Одна из трех сущностей человека,
- Бессмертный дух человека.
Из праха земного создал Господь Бог человека и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
Что касается живых существ, то Господь Бог создал весь животный мир, который передвигается в воздухе, на земле и в воде.
Жизнь сопоставляется с душой и тот, кто потеряет душу (жизнь) ради самого Господа, сбережет её.
Деяния Апостолов о внутреннем мире человека говорят, что у множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего не изменяя своего не называл своим, но всё у них было общее.
В первом послании к фессалоникийцам Апостол Павел, рассматривая одну из трех сущностей человека, говорит, что сам Бог мира освятит людей во всей полноте, а дух, душа и тело людей во всей целостности сохранится без порока к моменту пришествия Господа.
В новом русском переводе к посланию фессалоникийцам о бессмертном духе человека говорится - пусть сам Бог, дающий мир, освятит вас всецело, чтобы дух, душа и тело до тех пор сохранились непорочными, когда придет Господь Иисус Христос.
В качестве духа, душа и без тела может существовать, она вечна и бессмертна. Душа упоминается и в Ветхом и в Новом завете. С одной стороны под этим словом подразумевается возвышенная нематериальная составляющая человека, а с другой стороны под ней подразумевается жизнь.
Говоря о душе, Апостол Павел имел в виду человека вместе с его физической составляющей – всякая душа да будет покорна высшим властям.
На основании того, что написано в Святой Библии о душе, можно сказать, что душа – это бессмертная нематериальная часть человека, имеющая начало, но не имеющая смерти.
Душа является носителем жизни человека, со смертью которого, она покидает тело.
Однако на страницах Библии сам Господь опровергает лжеучение многих церквей о бессмертии души, которое пришло в ветхозаветную церковь из философии и религии языческих народов. Благодаря Христу и апостолам новозаветная христианская церковь это языческое учение отвергла. С распространением проповеди Евангелия, в церковь пришло много греков, через которых действует дьявол, пообещавший ещё первым людям – Адаму и Еве, что они не умрут, но будут как боги, знающие добро и зло.
Таким образом, душа в свете Библии является символом жизни, символом живого человека, его мыслей, чувств, желаний.
Дух, душа и тело едины, когда умирает тело, умирает и душа, т.е. вместе с телом умирают чувства, желания, память, интеллект человека, от человека после смерти ничего не остается. Смерть, в свою очередь, является сном, который при Втором Пришествии Христа будет прерван, тогда умершие праведники воскреснут и получат дар вечной жизни от Бога. Воскреснут также люди во плоти, к ним вернется их память, чувства, мысли, тогда воздаяние получат все. Бессмертием обладает только Бог.
Влияние религии на человека
Религия является важнейшим фактором истории общества, она есть реальность жизни человека. Для каждого конкретного человека, государства и общества её роль неодинакова.
Положение с религией в одной и той же стране в течение времени может меняться, меняются и конфессии в требованиях, предъявляемых к человеку.
Религии могут либо объединять, либо разъединять людей, вдохновлять на созидательный труд, либо призывать к бездействию, накладывать запреты на отдельные виды науки и деятельности.
Религия имеет свои функции по отношению к обществу и человеку:
- религия является системой взглядов, идеалов, убеждений, принципов, т.е. является мировоззрением;
- религия дает человеку духовное удовлетворение, утешение, надежду, поэтому человек в тяжелые моменты жизни обращается к религии;
- религия – это определенный идеал для человека, который меняется внутренне и способен утверждать добро и справедливость;
- через свою систему ценностей религия управляет поведением человека, оказывает влияние на целые государства, живущие по её законам;
- религия объединяет людей, помогает образованию государств, их укреплению, но, к сожалению, может привести и к их распаду;
- религия – вдохновляющий фактор духовной жизни общества, сберегающая общественное культурное наследие.
Безусловно, в мире есть и светское искусство и, надо сказать, что некоторые искусствоведы пытаются светское и церковное начало в художественном творчестве, столкнуть и пытаются утверждать, что церковные правила мешали самовыражению.
Однако если смотреть вглубь этого сложного вопроса, то надо сказать, что как раз канон (правило), отметал всё второстепенное, ненужное и давал самовыражению художника большой простор, раскрепощая его.
Религия в истории выполняет созидательную культурную функцию – христианская культура со своими многовековыми традициями утвердилась и расцвела, преобразив Отечество.
Однако в истории есть и совершенно противоположные примеры, когда христиане разрушили в Византии и её окрестностях величайшие памятники культуры античной эпохи. Произошло это событие после утверждения христианства государственной религией Римской империи.
Консервативность религии, по сравнению с другими общественными институтами, способствует упрочению и закреплению определенных общественных порядков, законов жизни, традиций. В большинстве случаев она стремится к стабильности и покою, к сохранению устоев, хотя и здесь тоже есть исключения.
Отдел социологии института общественного проектирования в 2005 году провел исследование по теме «Религия и общество», сделав следующие выводы:
- в стране количество верующих постоянно растет, и будет продолжаться около 15-20 лет, а затем количество верующих стабилизируется на отметке 75%;
- по социальному статусу воцерковленные люди не относятся к группе исключительно пожилых и малообеспеченных, как это было 20 лет назад;
- процесс адаптации воцерковленных людей в новых условиях проходит успешно.