Игра – это форма активного психического отражения детьми окружающей действительности. В ее процессе происходит психическое и физическое развитие ребенка.
Роль игры в развитии ребенка
Игра имеет важнейшее значение в развитии ребенка, представляя собой ведущий вид деятельности в детском возрасте. Именно в ней совершенствуются психические процессы, формируются важнейшие психические новообразования, включая воображение и взаимодействие с детьми своего возраста.
Классификация игровой деятельности происходит в соответствии с ее задачами, а также в зависимости от числа играющих, наличия предметов, степени подвижности и др.
Игры классифицируются по основной цели на несколько видов:
- Дидактическая игра, которая концентрируется на развитии познавательных процессов, усвоении знаний, речевом развитии.
- Подвижные игры, направленные на физическое развитие.
- Ролевые игры, представляющие собой деятельность, воспроизводящую жизненные ситуации и включающую распределение ролей.
Дети в ходе игры проходят все этапы развития. Так, у них происходит формирование внимания, активизация памяти, развитие мышления, накопление опыта, улучшение движений. В их процессе создается определенное межличностное взаимодействие, которое так необходимо в детском возрасте. Именно в ходе игр в первый раз проявляется необходимость оценивания себя (самооценка). Она заключается в оценке своих способностей в сравнении со способностями других участников.
С помощью ролевых игр дети знакомятся с миром взрослых, уточняя знания о ежедневных действиях, что позволит более глубоко и быстро усвоить социальный опыт. Роль игры настолько велика, что она сравнивается часто даже с процессом обучения. Разница между ними заключается в том, что в дошкольном возрасте игра представляет собой ведущий вид деятельности. Без неё обучение не всегда представляется возможным.
Психическое развитие ребенка в ходе игры
Мотив игры заключается не в результате, а в ее процессе. Дети играют по той причине, что им интересен сам процесс. Суть игры в том, что ребенок может отражать в ней разные аспекты повседневности, уточняя собственные знания и осваивая субъектные позиции.
Игры предполагают не только выдуманные отношения (например, дочки-матери, продавец и покупатель и др.), но и реальные отношения друг к другу. В этом процессе впервые происходит проявление симпатий, чувства коллективизма, потребности в общении со сверстниками. В ходе игры:
- Развивается мышление,
- Совершенствуется память,
- Развивается внимание и воображение.
Игра оказывает постоянно влияет на умственное развитие. Ребенок, взаимодействуя с предметами-заместителями, способен наделять их новыми названиями и действует с ними не по прямому назначению, а в соответствии с названием. Функция заместителя заключается в опоре для мыслительной деятельности. Любое действие с ним предназначено для познания предметов в реальности.
Посредством ролевой игры могут быть внесены изменения в позиции детей. Она как бы переносит их из детского статуса на взрослый уровень. Принятие ребенком роли дает возможность приближаться к взрослым отношениям на уровне игр.
Переход от предметных действий к ролевым играм связан с переходом ребенка от наглядно-действенного мышления к логически-образному мышлению (переход действий переходят от практических в умственные).
Мышление связано с памятью, поскольку оно берет за основу детский опыт. Его воспроизведение не представляется без образов памяти. Ребенок способен получить возможность преобразовать мир, начиная установку причинно-следственных связей.
В самой большей степени игра оказывает влияние на развитие памяти, поскольку у ребенка здесь проявляется потребность запоминать и воспроизводить информацию, включая условия (правила) игры, ее действия, распределение ролей. Здесь можно не говорить о проявлении проблемы отсутствия запоминания. Если не удалось запомнить соответствующие условия игры, то это может быть отрицательно воспринято сверстниками и приведет к «изгнанию».
В игровых ситуациях ребенок в первый раз сам понимает потребность в намеренном (осознанном) запоминании. Это может быть вызвано желанием получить выигрыш или занять определенное место (статус) в отношениях со сверстниками. Память развивается в течение всего дошкольного периода и этот процесс не заканчивается в дальнейшем.
Для игры у ребенка должна быть развита сосредоточенность. Это возможно при совершенствовании произвольного и непроизвольного внимания. Дети осознают потребность в сосредоточении, определяя игровые правила и условия. Помимо этого, для дидактических и подвижных игр необходимо внимание в течение всей игры. Потеря внимания, в первую очередь, приведет к проигрышу или недовольству участников. Все это может отразиться на социальном статусе ребенка.
Длительность удержания внимания развивается постепенно. Этот процесс тесным образом связан с умственным развитием ребенка. Важным является развитие именно произвольного внимания в качестве волевого компонента. Непроизвольное внимание используют на уровне заинтересованности ребенка.
Интерпретация ролевых игр осуществляется через принятие на себя роли соответствия. Детское поведение, включая действия и речь ребенка, должны соответствовать роли. Чем большее развитие получило воображение, тем интереснее и сложнее образы, которые может создавать ребенок. В этой ситуации сверстники чаще всего дают друг другу независимую оценку, а распределение ролей происходит таким образом, чтобы для всех игра представляла интерес. Таким образом, в ходе игры развивается воображение ребенка.
При рассмотрении влияния игры на психическое развитие детей, отметим, что игра представляет собой центральный развивающий фактор. В ее процессе осуществляется личностное становление ребенка, развиваются все его психические процессы, усваиваются социальные отношения. Игровая деятельность влияет на произвольность деятельности, что прямым образом связано с волевыми функциями.
Родители должны знать, что детям необходима игра, представляющая собой основной вид его деятельности. Их задача состоит в формировании условий для игровой деятельности ребенка .