Типы социального поведения
Социальное поведение - это вид поведения, которое реализуется в отношении других людей, а также в отношении социальных статусов и позиций.
Социальное поведение - это не просто поведение в отношении других людей, это поведение, которое значимо для социума, имеет смысловое значение для него. Социальное поведение противоположно индивидуальному поведению, которое отражает индивидуальные стремления, цели, потребности и желания.
Социологи выделяют следующие виды социального поведения:
- Массовое поведение - это социальное поведение неорганизованной группы людей, которое не имеет конкретной цели, но обладает такими чертами, как стихийность, эмоциональное заражение
- Групповое поведение - это социальное поведение организованной группы людей, которое отличается целенаправленностью, согласованностью, а также внутригрупповыми взаимодействиями
- Полоролевое поведение - это вид социального поведения, который характеризуется спецификой конкретного пола, а также реализуемых гендерных ролей и целей.
- Просоциальное поведение - это вид социального поведения, который отражает стремление оказывать помощь, поддерживать окружающих.
- Конкурентное поведение - это вид социального поведения, который отражает соперничество, соревновательный характер взаимодействий в группе, ориентацию на победу.
- Девиантное поведение - это вид социального поведения, который характеризуется антиобщественной направленностью, противоречивостью в отношении социальных норм и правил.
- Противоправное поведение - это вид девиантного поведения, которое характеризуется нарушением общественных законом, и как следствие карается в судебном порядке.
- Проблемное поведение - это форма девиантного поведения, которое первопричинно связано со сложной совокупностью внутренних и внешних факторов (характерологические особенности, условия среды и т.д.)
Как видно из этой классификации, все социальное поведение можно поделить по принципу его адекватности-неадекватности, а также направленности (на удовлетворение собственных целей или целей других людей).
Адекватность отражает степень соответствия намерений ситуации и ожиданиям людей. Среди адекватного поведения выделяют: конформное, ответственное (человек берет на себя ответственность за принимаемые решения), помогающее, правильное (соответствующее социальным нормам и правилам), синтонное (гармоническое с другими людьми, ориентированное на потребности других).
К неадекватным формам относятся: девиантное, делинквентное (преступное), виктимное (совершение провоцирующих действий), демонстративное (целенаправленное привлечение внимания), конфликтное (действия, порождающие конфликты), ошибочное (неадекватные формы поведения).
Социальное поведение в подростковом возрасте
Подростковый возраст отличается повышенной чувствительностью и переходностью. Это период связан с формированием собственной ценностно-смысловой системы. Усвоенные ценностные шаблоны проверяются на прочность, и в результате подросток формирует свои собственные ориентиры.
Такая проверка, как правило, реализуется через разные грани социального поведения. Одним из наиболее распространенных способов является уход в девиантное поведение: подростки примыкают к антисоциально ориентированным компаниям, поскольку в них они чувствуют больше свободы и возможности для проверки самого себя и усвоенных ранее ориентиров. Так начинаются первые пробы табака, наркотиков, алкоголя и т.д. Немаловажным аспектом здесь является опасность самоповреждающего а аутоагрессивного поведения, как крайние формы девиантного поведения.
Опасность девиантных компаний состоит в том, что у их участников всегда есть риск перехода уже к делинквентному поведению: кражи, вандализм, хулиганство и т.д.
Для подростков также характерно конфликтное поведение. Подросткам очень важно в данном возрасте прочувствовать межличностные границы, границы взаимоотношений. Они очень склонны как к конфликтам со своими ровесниками, так и с педагогами и в целом взрослыми людьми. Для них характерна тенденция к спорам, демагогии, уличение в недостоверности информации, непослушание. Подростки делают это в большей степени для ощущения собственной самостоятельности, автономности, индивидуальности мировоззрения и собственных позиций.
Демонстративное поведение - также одна из форм социального поведения, характерного для подростков. Это стремление привлечь к себе внимание окружающих. Нередко подростки для этого используют колкие шутки, издевательства, острые фразы, "умничания" или совершают какие-то демонстрационные поступки с целью привлечь внимание к своей формирующейся личности. Сущность данного поведения также направлена на отстаивание собственной индивидуальности и неповторимости, самостоятельности в принятии решений, ощущении автономности.
Влияние профилактических программ на поведение подростков
Проблема профилактики девиантного и других форм антисоциального поведения довольно сложна и многокомпонентна. Содержание любой профилактической программы направлено по двум векторам: профилактика факторов риска и профилактика факторов защиты. Факторы риска отражают условия, способствующие развитию девиаций, а факторы защиты - отражают условия для преодоления девиаций. Как правило, профилактика факторов защиты является более эффективной, нежели факторов риска. Потому что акцент на рисках закрепощает страх и тревогу, так или иначе центрируя человека на данной проблеме. Акцент на факторах защиты, то есть способах работы с проблемой, наоборот дают больше возможностей для роста.
Так или иначе, к факторам защиты относятся: биологические, индивидуально-психологические и социальные. Профилактика через социальные факторы защиты имеет довольно большое значение. Сюда относятся семейные факторы, факторы образовательной среды и микросреды подростка (наиболее значимой для него группы). Одной из основных тенденций профилактики в данных областях - это морально-нравственное воспитание, формирование ценностей.
С точки зрения семейных факторов защиты, чрезвычайно важно родителям закладывать основы твердые нравственные ориентиры и позиции, подкрепляя их собственным примером. В том числе, именно в семье важно развитие нравственно-волевых качеств, побуждение к самовоспитанию и саморазвитию.
С точки зрения образовательной среды, школьный социум играет огромную роль в формировании и развитии гуманных ценностей. И большую роль здесь играют очередь учителя, они первыми должны транслировать бережное и уважительное отношение человека к человеку. Именно в школе отрабатываются принципы толерантности, взаимного уважения, честности. Гуманизация межличностных отношений - главный принцип развития продуктивного социального поведения.
Образовательное пространство школы играет очень важную роль в профилактике девиаций еще и потому, что выступает нейтральной зоной для тех детей, у которых социально не благополучные семьи. В таком случае именно школа предлагает ребенку гуманистические и социальные ценности, транслирует нравственные убеждения, склонности и привычки.
В школе уделяется внимание таким понятиям, как: справедливость и несправедливость ( в системе отношение ученик-педагог и ученик-ученик), различия между добром и злом (а также выделения специфичности этих понятий), ответственность, совесть и честь (повышение самосознания в этих понятиях), стыд, товарищество.