Познавательный интерес — это личностная направленность на окружающий мир. Его можно характеризовать с помощью таких свойств, как активность и избирательность познания предметов и явлений. Как правило, он проявляется на позитивном эмоциональном фоне.
Познавательные возможности детей младшего дошкольного возраста
Познавательные возможности ребенка в младшем школьном возрасте включают:
- Процесс усвоения знаний;
- Формирование умений и навыков;
- Реализация памяти, мышления и воображения в учебном процессе.
Тем не менее, познавательные способности детей не всегда достаточно применяются в качестве средства развития их творческого мышления. В этом деле целесообразно делать акцент на познавательных и личностных ресурсах.
Психологи считают актуальным вопрос о значении познавательного интереса в развитии творческого мышления. Это очень важно на начальной стадии обучения.
Решение проблемы влияния познавательного интереса на мышление и воображение рассматривается с точки зрения структурного анализа творчества как деятельности. Творческое мышление в этом случае принимается как поэтапный процесс, в котором задействованы личностные и когнитивные составляющие.
Механизмы развития познавательного интереса и творческого мышления в младшем школьном возрасте необходимо рассматривать в качестве стадий многоэлементной и целостной деятельности.
По мнению большинства ученых, для младшего школьного возраста присуще развитие полноценного творческого мышления. Тем не менее, его следует отличать через ситуативность и спонтанность проявления. Развитие мышления у учеников начальной школы характеризуется работой нескольких качеств мышления, включая осознанность, гибкость, оригинальность и самостоятельность. Они используются в ходе приобретения и выполнения соответствующих мыслительных операций с помощью новых знаний.
Развитие познавательного интереса
Познавательный интерес состоит из поиска и определения проблемы, выдвижения и проверки гипотез о вариантах решения, поиска и обоснования решений. Отечественная психология рассматривает стадии познавательного интереса в следующем виде:
- Процесс принятия (постановки целей);
- Моделирование или анализ ситуации;
- Рассмотрение гипотез;
- Проверка гипотез.
Обращение к этим этапам предопределяет необходимость выделить специфические функции, выполняющие отдельные структурные компоненты на разных этапах познавательного интереса.
На развитие мышления и воображения младшего школьника в первую очередь влияют познавательные способности как когнитивная составляющая. Познавательные способности осуществляют в рамках мышления и воображения продуктивные функции (целеобразующая, моделирующая, преобразующая, эвристическая, регулирующая). В свою очередь, реализация данных функций происходит через проявление в творческом процессе определенных особенностей личности, в том числе стойкую познавательную потребность, высокую чувствительность ко всему новому, оригинальность и гибкость мышления, легкость формирования ассоциаций и др.
С помощью познавательного интереса школьники получают способность более быстро определять новые стратегии решения, вырабатывать обобщенные стратегии и детализировать их в дальнейшей. Для детей в этом возрасте характерны особенности склонностей и интересов (например, осознанность, широта, устойчивость и др.).
Влияние познавательного интереса на мышление и воображение
Познавательный интерес представляет собой особую избирательную направленность личности. Он концентрируется на познании в той или иной предметной сфере знаний, поэтому непосредственно влияет на воображение и мышление. В условиях обучения эта категория выражена через предрасположенность школьника учиться. Он получает выраженную направленность когнитивной активности в области одного или нескольких школьных предметов.
Познавательный интерес в структуре учебной деятельности играет большую роль, при этом целенаправленность деятельности способна придавать познавательному интересу продуктивный характер. Интерес, который лишается цели, более подвержен ситуации, созерцателен, потому неустойчив. Осмысленность действий призвана наполнять познавательный интерес смыслом (научный, практический, личностный, общественный).
Познавательный интерес при влиянии на воображение и мышление несет в себе всю совокупность интереса в качестве психического образования. Он включает избирательность, единство субъективного и объективного, сплав интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов.
Развитие творческого мышления младшего школьника должно проходить через формирование компонентов, которые входят в его структуру (зрительное восприятие, образная память, воображение). Элементы процесса выступают как процессуальные элементы творческого мышления и мотивационно-волевые средства регуляции творческого процесса.
При развитии познавательного интереса, являющегося когнитивно-личностным компонентом в структуре воображения и творческого мышления младшего школьника, учитель способствует росту степени развития творческих способностей.
Для исследования влияние познавательного интереса на процесс мышления и воображения ученые проводили эмпирические исследования, в которых принимали участие ученики младших классов. Их возраст был в пределах 9-11 лет.
Решая поставленные задачи, специалисты использовали соответствующие диагностические инструменты, включая методику «Тест творческого мышления» Ф. Вильямса (модифицирована Е. Е. Туник) и методику «Уровень познавательных интересов», разработанную Г. И. Щукиной.
С помощью теста творческого мышления можно провести оценку таких показателей творческого процесса, как гибкость, беглость, разработанность и оригинальность. Если обратиться к методике диагностики познавательного интереса, то важно исследовать несколько критериев их сформированности. Они включают познавательную активность, уровень самостоятельной деятельности, способность преодолевать трудности, уровень познавательного интереса.