Мышление — это высшая форма познавательной деятельности субъекта. Оно представлено социально обусловленным психическим процессом, которому присуще опосредованное и обобщенное отражение действительности.
Общее представление о мышлении
Мышление представляет собой психический познавательный процесс. На его основе люди получают возможность познавать мир, связывать в единую структуру отдельные события и явления благодаря установке логических связей. При этом мышление способствует обобщению результатов чувственного опыта, отражая общие свойства вещей. На основе этого субъект решает конкретные познавательные задачи.
Мышление предполагает получение ответа на те вопросы, которые невозможно часто разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. С помощью него человек способен правильно ориентироваться в окружающем мире и использовать ранее полученные обобщения в новых, конкретных ситуациях.
Основные особенности протекания процесса мышления:
- Обобщенность и опосредованность отражения действительности;
- Связь мышления с практической деятельностью;
- Неразрывная связь мышления и речи;
- Появление проблемной ситуации и отсутствие готовых ответов.
Мышление проявляется на основе практической деятельности и основано на чувственном познании, выходя далеко за его рамки. В свою очередь, проверка его правильности производится в процессе практики.
Мышление напрямую связано с речью, оперируя понятиями, которые по своей форме представлены словами в виде результатов мыслительных операций. В ходе мышления часто происходит уточнение словесных понятий. Оно может иметь место только в том случае, когда появляется проблемная ситуация. Если возможно обходиться прежними способами действия, то мышление не потребуется.
Мышление и восприятие человека
Мыслительная деятельность обеспечена системами функционально объединенных нейронов головного мозга. Они несут ответственность за отдельные мыслительные операции, имея собственные характеристики (коды). В нейронных кодах запечатлевается соответствующая частота импульсной активности нейронов, которые принимают участие в решении конкретной умственной задачи.
Мышление напрямую связано с функциональными системами. Они представляют собой определенную организацию элементов нервной системы и органов тела человека. Системы дают возможность достичь полезного приспособительного результата и продуктивным образом выполнять мыслительные задачи.
Мышление в психологии считается высшей ступенью познания человеком действительности. Чувственная основа мышления представлена:
- Ощущениями,
- Восприятием,
- Представлениями.
Благодаря органам чувств в качестве единственных каналов связи организма с окружающим миром в мозг начинает поступать информация. Ее содержание перерабатывается мозгом. Наиболее сложная (логическая) форма переработки информации представлена деятельностью мышления. Решая мыслительные задачи, человек размышляет, делает выводы. Тем самым, он начинает познавать суть вещей и явлений, открывая законы их связи, а затем на этой основе преобразуя мир.
Влияние мышления на восприятие связано с тем, что человеческое познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия, переходя к мышлению. Функция мышления представляет собой расширение границ познания с помощью выхода за рамки чувственного восприятия.
Мышление дает возможность, используя умозаключения, раскрывать то, что не дано непосредственно в восприятии. Задачей мышления является раскрытие отношений между предметами, определение связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление способно оперировать категориями, принимая на себя функцию обобщения и планирования.
С помощью мышления человек может организовать собственную жизнь на более высоком уровне. Он начинает постигать общие закономерности окружающего мира, определяя решения в трудных ситуациях и выступая в качестве активного начала во взаимодействии с миром. Это дает возможность считать мышление высшим познавательным процессом.
Связь мышления и восприятия
Человек отражает объективный мир, начиная не только воспринимать то, что действует на него в определенный момент (действовало раньше), но и формирует новые образы. Мысленное представление того, что ранее не было воспринято, создание образов предметов и явлений, с которыми не встречался человек, возникновение идей, образов того, что будет сделано — это особая форма психической деятельности. Воображение заключается в создании новых образов на основании ранее воспринятых.
Восприятие и мышление — это различные ступени познания. Именно на этом положении основано самое существенное различие между ними. Метафорически ученые говорят, что восприятие представляет собой свернутое мышление. Оно формирует образы, а мышление облачает их в слова и формулировки.
Видение свойств каких-либо предметов — значит восприятие их в качестве примера воплощения соответствующего общего понятия. Так, любое восприятие заключается в выделении черт, абстрагированных ранее. Следовательно, абстрактное включено не только в мышление, но и в другие познавательные процессы.
Мышление способно создавать понятия. Например, часто в ответ на простой вопрос – «что такое потребность?» звучат долгие и запутанные объяснения. Это происходит по той причине, что «знать-то знаю, объяснить не могу». У человека в этой ситуации нет понятия, но есть определенный образ.
Чувственные образы представляют собой исходный материал для мышления. То, что когда-то было воспринято, сейчас должно быть подвергнуто мыслительной обработке. Восприятие считается секундным процессом, происходящим в короткое время (услышал, почувствовал, вспомнил – получил образ). Мышление же является процессом, который по времени происходит позднее.