Агрессивность и её проявление у младших школьников
Агрессивность – это свойство личности, которое заключается в готовности использования насильственных средств с целью реализации своих замыслов.
Озлобленность, раздражительность, тревожное состояние у человека могут находить свое проявление в конкретных действиях для которых используются два понятия «агрессия» и «агрессивность». В научной литературе оба понятия считают равнозначными, однако по мере расширения знаний о феномене человеческой агрессии между ними появилась грань.
В переводе с латинского языка, слово «агрессия» - нападение, приступ. Под агрессией, несколько позже, стали понимать открытую неприязнь, вызывающую враждебность. Понятие «агрессивный» трактуется как враждебный, наступательно-захватнический с вредным воздействием. Данный термин в психологии приобрел много определений, значительная часть которых имеет негативную окраску.
Агрессия, считает доктор психологических наук Е.В. Змановская, является неотъемлемой частью личностной динамики, как в норме, так и при нарушениях с разной степенью выраженности. Такие ученые как Д. Ричардсон и Р. Бэрон, считают, что агрессия – это любая форма поведения, которая нацелена на оскорбление другого живого существа или причинение ему вреда.
Под агрессией в целом рассматривается деструктивное мотивированное поведение, противоречащее нормам сосуществования человека в обществе, и наносящее вред и ущерб объектам нападения.
Агрессивность по представлениям А.А. Ратинова и О.Д. Ситковской, носит социально-приобретенный характер и может проявляться физически или вербально, может быть прямой и непрямой, активной и пассивной. Агрессивность может быть направлена на близких людей, на собственное тело, на животных и др.
Агрессивные проявления сегодня, особенно среди младших школьников, являются острой социальной проблемой общества. В зависимости от ситуации уровень агрессивности у детей может изменяться, но иногда может принимать устойчивые формы. Причинами этого может быть положение ребенка в коллективе, взаимодействие с учителями, отношение сверстников.
При стойкой агрессивности ребенок интерпретирует поведение окружающих его людей как враждебное.
Агрессивность может быть обусловлена заболеваниями мозга, воспалительными процессами в организме, компенсацией незащищенности, безысходности, средством привлечения внимания и др. Поскольку поведенческий опыт ребенка ещё маленький, то, возможно, он просто не знает, как по-другому можно поступить. Несмотря на различные личностные характеристики и особенности поведения, детям свойственны общие черты, например, примитивность ценностных ориентаций, узость и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений. Поведение младших школьников отличается драчливостью, возбудимостью. Они не в меру упрямы и обидчивы. Свою агрессивность младшие школьники направляют на тех, кто слабее и проявляют её в форме издевательства, насмешек, ругани и др.
В большей степени агрессивными являются мальчики, стереотип поведения которых культивируется с детских лет в семье или СМИ. В последнее время, надо сказать, что всё чаще агрессивные формы поведения стали встречаться и у девочек. Уже в младшем школьном возрасте агрессивное поведение принимает социализированную и несоциализированную форму.
Содержание современных отечественных и зарубежных мультфильмов
Неотъемлемой частью детского времяпрепровождения стал просмотр мультфильмов. Являясь частью информационного пространства, они захватывают и погружают ребенка в особый мир. Мультфильмы вытеснили такие виды деятельности детей, которые были приоритетными несколько десятков лет назад – это игры, рисование, лепка, чтение и слушание сказок.
Социологи говорят, что до 40% свободного времени ребенок проводит у экрана телевизора или планшета. В результате мультфильмы оказывают большое влияние на сознание ребенка.
Контроль качества мультфильмов в разных странах имеет свои отличительные особенности. Что касается советских мультфильмов, то они проходили жесткий контроль. Каждый кадр мультфильма проверяли с точки зрения воздействия на ребенка.
Характер советских мультфильмов был в основном поучительный с проявлением морали. Их содержание соответствовало возрасту ребенка, и было простым и понятным для восприятия. Поступки главных героев можно было брать в качестве примера или антипримера. Персонажи озвучивали лучшие советские артисты, а многие фразы мультфильмов стали крылатыми. К самым популярным мультфильмам той порыотносятся «Ну, погоди!», «Кот Леопольд», «Чебурашка и крокодил Гена», «Малыш и Карлсон», «Ежик в тумане» и др.
Современный ребенок предпочтение отдает отечественным или зарубежным мультфильмам, которые чаще всего делают с помощью компьютерной графики, не учитывая ее вредное воздействие на ребенка.
Современные мультфильмы отличаются динамичностью изображения, особенностями аудиоряда, т.е. большой перегруженностью речевым сопровождением - герои мультфильмов постоянно комментируют свои мысли и поступки, однако их речь примитивна и содержит большое количество жаргонизмов.
Мультфильмы носят чаще всего развлекательный характер, поэтому их сюжет легкий, наполнен юмором и имеет счастливый конец, однако через небольшой период времени вспомнить такой сюжет довольно трудно. Современные мультфильмы изобилуют «супер» героями, которые должны быть лучше всех и во всем. Такая тенденция с постоянным внушением может породить у ребенка чувство превосходства или собственной неполноценности.
Характер героев, зачастую примитивный, действия их стереотипны, поступки предсказуемы, а чувства и отношения поверхностны.
Отличительной особенностью является и гендерная их адресация – мультфильмы для мальчиков и для девочек.
К сожалению, не все мультфильмы являются эффективным средством воспитания и развития, и частый их просмотр может сказаться на ребенке негативно.
Влияние мультфильмов на развитие агрессивности младших школьников
Мультфильмы дают возможность развивать мышление и воображение ребенка, они способствуют формированию его мировоззрения, воздействуют на фантазию, а их герои могут стать примером для подражания.
Хороший мультфильм может стать средством воспитания, являясь незаменимым источником знаний и тренажером для фантазии ребенка.
Сегодня много обучающих мультфильмов, с помощью которых ребенка можно научить читать, считать, изучать иностранные языки. Однако сегодня психологи утверждают, что далеко не все мультфильмы можно считать полезными для детей.
Многие из них способны оказать отрицательное влияние, развить агрессивность, склонность к зависимостям и даже привести к психическим расстройствам.
Рисунок 1. Влияние зарубежных мультфильмов на сознание детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ряд современных мультфильмов, по мнению А.А. Озериной, Т.М. Титаренко, Е.С. Яроповец способны внедрить в сознание ребенка критерии отклоняющегося поведения – это несоответствие социальным нормам поведения, взаимоотношений с родителями, ухудшение положения в группе сверстников. Результатом этого является агрессивность, тревожность, замкнутость.
Основой современных мультфильмов является не красота, а сюжеты уродства персонажей, монстров, троллей и др. Ребенку с детства внушаются идеи жестокости, агрессивности, вульгарности, распущенности и др. Социальные роли между мужчиной и женщиной смещаются, что влияет на развитие ребенка. Ребенок закрепляет в сознании увиденное и делает много ошибок во взрослой жизни.
Довольно часто в сюжетах мультфильмов содержатся далеко не детские составляющие – убийства, драки, смерть, речь героев, выходящая за рамки культуры. Персонажи многих мультфильмов агрессивны, наносят травмы другим персонажам, стремятся причинить вред окружающим. Причем, сцены агрессивного и жестокого отношения повторяются много раз.
Часто главные герои говорят грубыми, жаргонными словами, недопустимыми для слуха ребенка, который быстро и легко их запоминают и начинает копировать.
Мультфильмы для младших школьников – это реальность детского мира, в котором соседствуют гномы и люди, добрые животные и отъявленные лесные чудища, поэтому прочитать, значит понять, а увидеть – значит поверить в реальность происходящего. Ребенок принимает поведение отрицательных героев как общественную норму и подражает им. В дальнейшем граница эталонов хороших и плохих поступков расплывается.