Подростковый возраст — это стадия человеческого развития, представляющая собой переходный этап между детством и взрослостью. Этот возраст считается одним из критических переходных периодов в жизненном цикле, для него характерен быстрый рост и изменения.
Особенности интеллектуальной нагрузки в подростковом возрасте
Основная деятельность в подростковом возрасте представлена обучением. В школе дети теперь проводят большую часть своего времени (около 29 часов в неделю). В современном мире существенно выросла нагрузка на учащихся. Результаты медицинских исследований показали, что число больных детей растет от младших к старшим классам, как и увеличивается количество школьников с хроническими заболеваниями. Часто это связывают с большой нагрузкой на нервную систему учащихся.
Значительное увеличение объема информации об окружающем мире, использование новых технологий в учебном процессе способствует увеличению объёма учебного материала. В этом случае происходит снижение двигательной активности. Успешное усвоение школьниками учебного материала формируется благодаря различным факторам. Важнейший из них представлен влиянием эмоций.
Если школьник получает положительные эмоции от процесса обучения, то он будет стремиться к успеху в усвоении материала, проявляя заинтересованность. У таких детей преподаваемая информация более быстро и легко сохраняется в памяти. Помимо этого, они стремятся узнать больше по интересующей теме, проявляя активность в самообучении.
Современная практика показывает, что выросло число детей с проблемами в нервной системе. Большая часть учащихся указывает на тяжесть обучения. Их активность начинает снижаться уже к середине учебного года. Ученые сделали вывод, что интеллектуальная нагрузка оказывает воздействие на эмоциональное состояние подростка. Это было определено с помощью различных методов исследования эмоциональной напряжённости, эксперимента, анализа результатов и наблюдения за подростками.
Связь интеллектуальной нагрузки и эмоционального состояния
Интеллектуальная нагрузка рассматривается в качестве потребности, при удовлетворении которой происходит закрепление определённой программы. После этого человек получает положительные эмоции. Если программа не была успешной, то вероятность её проявления в следующий раз уменьшается.
В случае успеха в качестве медиаторов выступает норадреналин, дофамин, опиоидные пептиды. Они способны вызывать мощные позитивные эмоции. В случае неудачи активизируются нейроны, которые выделяют медиаторы негативных эмоций. В учебном процессе, как правило, большое значение имеет медиатор дофамин. Он выделяется в связи с новизной информации.
В процессе интенсивной умственной работы головному мозгу необходимо обрабатывать большие объёмы информации. Раздражители, с которыми осуществляется взаимодействие, могут быть абсолютно разными, поступают внезапно, а часто и противоречиво. Мозг должен принять огромное количество импульсов. Часто это происходит в условиях ограниченного времени. Нервные импульсы распределены неравномерно, в результате чего некоторые участки стимулируются более интенсивно. Чрезмерная стимуляция определенных участков ведет к тому, что после сильного напряжения возникает головная боль.
Еще одно проявление чрезмерной интеллектуальной нагрузки представлено общей слабостью. Часто она связана с недостатком физических нагрузок или с нарушением режима питания.
В качестве причин головной боли также выступает эмоциональное напряжение. В процессе выделения адреналина и серотонина происходит мобилизация ресурсов организма, что делает интеллектуальную работу более эффективной. Эти же медиаторы запускают механизм стресса, который ведет к истощению. Как правило, из-за стресса после долгой интеллектуальной нагрузки нарушается кровообращение в головном мозге. Это может вызвать у дошкольника головокружение.
Профилактика интеллектуальной усталости
Современный мир характеризуется большими интеллектуальными нагрузками, поэтому практически все люди, а особенно школьники в подростковом возрасте, сталкиваются с интеллектуальной усталостью. Умственное перенапряжение связано с невозможностью нормального функционирования мышления, включая некоторую заторможенность мыслительных реакций.
Данный тип усталости важно отличать от физической и эмоциональной. Для профилактики последних достаточно хорошо выспаться или побыть в спокойном состоянии. В этом случае не предусмотрено определённого способа релаксации, всё индивидуально. Для одного человека будет достаточно просто вкусно поесть, для другого помогут занятия спортом.
Профилактика интеллектуальной усталости может быть представлена режимом сердца и лёгких, которые никогда не устают. Он состоит в чередовании нагрузки и расслабления. Подобное систематическое чередование функционирования с отдыхом дает возможность этим органам работать без сбоев.
Существует несколько способов, которые уменьшат негативное влияние интеллектуальной нагрузки на эмоциональное состояние подроста:
- Постепенное увеличение интеллектуальной нагрузки;
- Постоянное решение задач, нагрузка для мышления;
- Отдых, от которого подросток получает удовольствие;
- Смена деятельности;
- Расслабление мышечных тканей и др.
Для исключения негативного влияние нагрузок на эмоциональную сферу подростку может потребоваться дневной сон, прогулки на свежем воздухе, прослушивание расслабляющей музыки в лежачем положении, медитации и релаксация, принятие ванны с маслами или травами, аутогенные тренировки.
Родители и педагоги должны наблюдать за подростками, чтобы они не доводили себя до полного истощения. Во время больших интеллектуальных нагрузок важно часто отдыхать и заниматься любимыми делами. В этом случае они будут проще переноситься и могут даже приносить позитивные эмоции.