Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Влияние детского опыта на отношение к жизни взрослых людей

Влияние детского опыта на дальнейшую жизнь человека

Определение 1

Детский жизненный опыт – это совокупность жизненных событий в определенный период жизни одного человека

В прежние времена дети воспринимались как маленькие взрослые и, как только, они начинали ходить и удерживать предметы в руках – то получали работу. Детство в далекой истории было совсем другим и не являлось островком сказки. С развитием общества росла ценность ребенка, и человек осознал, что детство оказывает влияние на всю последующую жизнь.

Современная психология имеет возможность понять, как растет и развивается мозг ребенка. Было выяснено, что существует четкая взаимосвязь между событиями детства и событиями взрослой жизни. Детские ранние годы влияют на то, кем и чем станет человек в будущем.

Специалисты делят детство на раннее и среднее. Раннее детство заканчивается в 6-7 лет. На этом этапе ребенок учится взаимодействовать с окружающими, и тесно связан с родителями. Среднее детство заканчивается в подростковом возрасте, и ребенок начинает взрослеть – появляются постоянные друзья, в школе учителя, одноклассники, т.е. у него меняется социальное окружение. В этом возрасте ребенок самостоятельно выполняет целый ряд задач. Однако многие считают подростков детьми, потому что, несмотря на созревание тела, подросток безответственен и не может ещё жить самостоятельно.

На протяжении детского периода возникает множество самых разных ситуаций, оказывающих влияние на дальнейшую жизнь человека. Если семья всегда оказывала поддержку всем своим членам, то человек, выросший в такой семье, будет успешным во всех областях, а если родители были недружелюбны, то и выросший человек не будет доверять окружающему миру. Конечно, исключения всегда бывают. Заботливые и всё контролирующие родители, уничтожая ростки самостоятельности, создают соответствующую почву для будущего – человек будет очень зависим от мнения и одобрения других.

«Влияние детского опыта на отношение к жизни взрослых людей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Переживший развод родителей, ребенок может столкнуться с проблемами в отношениях, будучи уже взрослым. Неуверенность и чувство страха, что партнер предаст в любое время, может преследовать взрослого человека. Более того, ребенок склонен ответственность за развод родителей брать на свой счет, потому что оценивать ситуацию объективно ребенок ещё не может в силу нормального эгоцентрического мышления. Это накладывает отпечаток на самооценку и возможное желание в принципе избегать отношений.

Негативный отпечаток на взрослую жизнь человека накладывают суровые телесные наказания ребенка в детстве. В результате этого могут развиться проблемы с выражением негативных переживаний и агрессивностью. Они могут сформировать мышление жертвы или уверенность, что только с помощью физической силы можно решить все проблемы, потому что прав тот, кто в данный момент сильнее.

Замечание 1

Повлиять на жизнь взрослого человека могут и травмы, полученные в детстве. Они могут быть физическими, психологическими или сексуальными.

Все привычки, весь пережитый опыт формируют психику человека. Подвергающийся постоянным унижениям ребенок воспринимает слова взрослого за истину, потому что другого опыта у него нет, и в будущем ему будет очень сложно осознать, что это было неправильно, и избавиться от негативных установок.

Влияние детского опыта на взрослую жизнь

Для решения психологических проблем, связанных с детством, у взрослых применяется терапия по схеме Д. Юнга, который утверждал, что основные элементы психики, определяющие поведение и отношения с другими, закладываются в первые годы жизни ребенка.

Схемы влияния детского опыта на взрослую жизнь подразделяются на адаптивные и неадаптивные типы:

  • Первый тип обеспечивает чувство единства, способствует психическому здоровью.
  • Второй тип – это источник психических расстройств.

Схемы влияния детского опыта на взрослую жизнь формируются следующим образом: когда детские потребности удовлетворены, формируются адаптивные схемы – это положительный образ себя, других и мира, неадаптивные схемы формируются при неудовлетворенных потребностях и осложняют функционирование взрослой жизни.

Детство оказывает огромное влияние на взрослую жизнь. Физическое или психологическое насилие над ребенком, например, способствует развитию модели недоверия, уязвимости, стыда и слабости, однако с другой стороны, если ребенок будет выходить за рамки норм поведения, то у него может сформироваться схема уникальности и мании величия. Данные психологические модели поведения для здорового функционирования во взрослой жизни, безусловно, не подходят, потому что могут привести к психическим нарушениям.

Нет идеальных семей и идеального воспитания. Значительная часть детей сталкивались с халатностью родителей в той или иной степени, но серьезной проблема будет тогда, когда потребностями ребенка в детстве пренебрегали.

Чувство вины во взрослой жизни может сформироваться, когда ребенок постоянно слышит от родителей, что они всё делают ради него – это может привести к убеждению, что все проблемы в семье из-за него. Родители, обеспокоенные, что их ребенок мало, или много работает, формируют у него убеждение, что отдыха ребенок не заслуживает и человек в зрелом возрасте, по-прежнему, будет чувствовать, что ему необходимо много работать. Детские годы являются временем для созревания, а не для работы. Те дети, чьи заявления в детстве были подавлены или подвергнуты критике, будучи взрослыми, боятся выражать свое мнение из-за страха сказать что-то не так – отсюда проблемы с доверием.

Подавление детских эмоций убеждает малыша в том, что свои переживания необходимо держать под контролем, т.е. подавлять и скрывать их, что приводит в будущем к психологическим проблемам. Человек, не получивший в детстве достаточного внимания, чувствует себя обиженным, когда испытывает сильную эмоциональную реакцию, и, по-прежнему, считает, что всё ещё должен доказать свою точку зрения. Такая жизнь полна страхов отказа, неудачи, неодобрения, полна напряженности.

Безусловно, детство оказывает мощное влияние на взрослую жизнь. Такие экстремальные эмоции как агрессия, ненависть, беспокойство человек испытывает потому что ему было в детстве очень больно. Если попытаться понять другого человека, то можно избежать множества конфликтов.

Сущность понятия «жизненные сценарии»

Люди живут по сценариям, в которых определен порядок поведения, правда, не жестко и человек может реагировать на изменяющиеся условия.

Самые первые жизненные предписания ребенок получает в семье. Психологические механизмы возникновения жизненных сценариев описаны американским психиатром Э. Берном, который считал, что уже в раннем детстве человек имеет представления о себе и окружающих. Варианты оценок самого себя и других получили название жизненных позиций.

Первая позиция: «Я не в порядке – вы в порядке». Эта установка вытекает из ситуации рождения и младенчества, в которой представлено благополучие. Маленького ребенка в первый период жизни ласкают, поглаживают, без чего он просто не выживет. Но есть и установка неблагополучия – это заключение о себе. У малыша не хватает опыта и багажа, поэтому его единственным ориентиром о себе является реакция других. В конечном итоге данная установка приводит к отказу от себя или к самоубийству. Преодолеть эту установку можно способом контрсценария – «Ты можешь быть в порядке, если…».

Контрсценарий рождается из ощущения «Вы в порядке и я хочу быть таким же». И это тоже не несет счастья и собственной значимости, потому что основная жизненная установка неизменна – «Что бы я ни делал, я всё равно не в порядке».

Вторая жизненная позиция: «Я не в порядке – вы не в порядке». Что-то важное происходит с ребенком к концу первого года жизни. Научаясь ходить, он не нуждается в поддержке и, если мать занималась ребенком в силу необходимости, то с навыками ходьбы у ребенка наступает конец младенчества. Поглаживания и ласки ослабевают, а когда ребенок вылезает из кроватки и всюду сует свой нос, строгими и частыми становятся наказания. Всё чаще случаются травмы и ушибы.

Если на протяжении второго года жизни ощущение отверженности не становится мягче, то ребенок делает заключение: «Я не в порядке – вы не в порядке». Развитие тормозится. В таком положении человек опускает руки и просто плывет по течению, а в состоянии глубокой изоляции оказывается в психиатрической клинике. Если эта жизненная установка принята, то самые разные события избирательно интерпретируются в её поддержку.

Следующая жизненная позиция: «Я в порядке – вы не в порядке». При жестоком отношении родителей, которых ребенок изначально считал благополучными, жизненная установка принимает третью, криминальную форму: «Я в порядке – вы не в порядке». Однако в ней присутствует элемент благополучия. Формирование данной установки происходит на 2-3 году жизни ребенка, когда ребенок залечивает раны, нанесенные родителями. Ребенок чувствует – «Оставьте меня, и мне будет хорошо. Со мной всё в порядке». Для такого ребенка установка «Я в порядке - вы не в порядке» есть средство спасения.

Наконец, жизненная позиция: «Я в порядке – вы в порядке» - это установка надежд.

Первые три установки возникают в раннем возрасте и являются неосознанными. Раньше других закладывается и преследуется большинством людей установка «Я не в порядке – вы в порядке» в течение всей жизни.

Последняя установка является осознанной и словесно оформленной. Если в основе первых трех установок лежат чувства, то в основе 4-й установки лежит вера и стремление к действию.

Три первые вопрошают – «Почему?», а четвертая – «Почему бы и нет?» и принимается она в результате сознательного решения.

Дата последнего обновления статьи: 06.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot