Причины попадания детей в детские дома
Несмотря на различные программы по поддержке молодых семей, количество детей, воспитывающихся в детских домой, к большому сожалению, не становится меньше. Как говорят данные, ежегодно около 50 тысяч детей остаются без попечительства родителей. Такое социальное явление породило даже специфический термин – «социальное сиротство», который отражает тот факт, что около 50 % воспитанников детских домов имеют родителей, но они лишены родительских прав.
Дети попадают в детские дома по различным причинам: смерть родителей, различные формы девиантного и зависимого поведения, которое лишает их родителей прав на воспитание таких детей. Наиболее распространенные ситуации, являющиеся причинами лишения родительских прав, можно выстроить в порядке убывания частоты распространения следующим образом:
- около 40% - алкоголизм родителей
- около 30% - халатное отношение родителей (оставление детей без присмотра)
- около 20% - тяжелое материальное положение семьи (неспособность вырастить и прокормить ребенка)
- около 10% - ограниченные возможности детей
Таким образом, неблагополучие семьи является доминирующим фактором попадания детей в детские дома. Неблагополучие семьи представляет собой комплекс различных причин, вызывающих нарушение воспитательной функции семьи:
- перераспределение семейных ролей,
- встраивание женщин в большое множество сфер общественной и профессиональной жизни,
- несформированность родительских функций (отсутствие представлений о родительстве, неготовность к родительству),
- трансформация семейных ценностей, обесценивание института семьи.
Нередко неблагополучность семьи, ведущая к социальному сиротству, формируется в результате рождения ребенка в несовершеннолетнем возрасте, в результате изнасилований, либо наличия у родителя серьезных психических заболеваний. Все это накладывается на несформированность нормативного родительского поведения, отсутствие любви и заботы родителей в их детстве.
Группой риска являются неполные семьи, в которых мать не имеет постоянного источника заработка, родственников или близких, способных ей помочь. В том числе это семьи, в которых супруг является носителем асоциального поведения. Кроме этого, это семьи, находящиеся в кризисных ситуациях: развод, попадание одного из родителей в тюрьму, смерть родителей.
Особенности психического развития воспитанников детских домов
Не вызывает абсолютно никаких сомнений тот факт, что общее физическое и психологическое развитие детей, воспитывающихся в детских домах, отличается от таковых параметров у детей, воспитывающихся в семьях.
Психологи отмечают, в целом, замедленный темп развития: в интеллектуальной сфере, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной. С точки зрения развития интеллекта, у детей из детских домов он отличается большей ситуативностью, наглядностью, ригидностью.
Мотивация отличается большой степенью узости, ситуативности и слабости. Мотивы достаточно бедны по содержанию и сильно привязаны к конкретным ситуациям.
Самосознание детей из детских домов характеризуется сильной дисгармоничностью и фрагментарностью: такие дети не принимают себя, сильно ориентируются на мнение окружающих о себе.
Что касается доверия и качества привязанности, то воспитанники детских домов имеют следующие особенности:
- дезадаптивная модель, которая характеризуется низкой степенью доверия к самому себе, а также другим людям,
- неконгруэнтная модель, которая характеризуется высокой степенью доверия к себе, но не к другим людям,
- псевдодоверительная модель, которая характеризуется дисгармоничным проявлением доверия: высокая степень доверия к другим людям, но не к себе,
- неадекватная модель, которая характеризуется повышенным доверием к себе и другим людям.
С точки зрения возрастной динамики развития детей в детских домах, можно отметить следующие особенности: дети первого года жизни отличаются высокой степенью апатии, вялости, пониженной познавательной активности, несформированностью привязанности ко взрослому. Дети второго и третьего года жизни отличаются отставанием в предметно-манипулятивной деятельности, речевом развитии, пониженным интересом к окружающей среде.
У детей дошкольного возраста наблюдается пассивность в игровых видах деятельности, бедность и стереотипность сюжетно-ролевых игр, сниженная концентрация и объем внимания, начинают формироваться конфликты со сверстниками. Дети младшего школьного возраста отличаются задержкой в развитии наглядно-образного мышления, у них преобладает все еще наглядно действенное мышление, вследствие чего наблюдаются сложности в абстрагировании, склонность действовать по шаблону или алгоритму, а не по внутреннему плану действий. Кроме этого, воспитанники детских домов отличаются сниженной произвольностью психических процессов, целеполаганием и планированием своей деятельности.
Подростки отличаются своей специфичностью в межличностном общении: у детей отмечается склонность на практическую ценность в общении с другим человеком, то есть чем он может быть полезен. Это связано со сложностями в доверительном общении и эмоциональной привязанности: подростки из детских домов склонны формировать поверхностные отношения без эмоциональных углублений. Кроме этого, для данного возраста характерны различные формы осложнений самосознания, тенденция переживания собственной ущербности или никчемности, а также актуализируется склонности к грубым нарушениями дисциплины (побеги, воровство, хулиганство).
Касательно общения со взрослыми, можно отметить, что воспитанники детских домов очень в нем нуждаются, но непосредственно его очень мало в жизни ребенка. Вследствие чего у ребенка имеется недостаток интимно-личностного общения, эмоционально наполненных отношений. Дефицит доверительного и постоянного общения имеет очень важное последствие для ребенка: он формирует ощущение ненужности и бесцельности своего существования для других людей, отсутствие уверенности в себе, принятия себя
Особенности формирования личности, социализация детей-сирот
На отечественном и зарубежном пространстве имеется довольно много исследований особенностей личностного развития детей-сирот, воспитанников интернатов и детских домов.
Основная концепция развития детей-сирот основывается на идее психической депривации, под которой подразумевается дефицит возможностей для удовлетворения жизненно важных психических потребностей: в близости, безопасности, доверии и принятии.
Депривационный фактор имеет несколько составляющих: материнская депривация (отсутствие привязанности и контакта с матерью или его дефицит), сенсорная депривация (отсутствие наполненности окружающей среды разнообразными впечатлениями и событиями), социальная депривация (дефицит разнообразной коммуникации), эмоциональная депривация (бедность эмоциональных контактов и выражения эмоций).
Процесс становления личности реализуется в трех сферах:
- общение,
- деятельность,
- самосознание.
Общение воспитанника детского дома также имеет свою специфику: оно значительно уже, чем общение детей из отдельных семей. Некоторые исследования говорят о том, что дети, попавшие в детские дома из неблагополучных семей, все равно более коммуникативны и инициативны, чем те дети, которые воспитываются там с совсем младенческого возраста.
Влияние фактора взрослого человека в общении имеет важное последствие: взрослый человек - это авторитетная и референтная фигура на протяжении первых 10 лет. Взрослый - это тот, кто радуется успехам ребенка, отражает его достижения, умеет проанализировать вместе успехи и зоны роста. Это важно для того, чтобы ребенок умел учиться в дальнейшем.
Общение со взрослыми - это важнейший фактор, способный повлиять на формирование самостоятельности в будущей жизни. Кроме этого, ребенок в детском доме в большей степени окружен своими сверстниками - это важный фактор социализации ребенка. Другие воспитанники - это агенты социализации для ребенка в детском доме, в то время как для ребенка в семье - это родители.
В деятельности происходит освоение разных социальных ролей, приобретение нового опыта, формирование отношения к деятельности. Наиболее сложной задачей для воспитанников детских домов является формирование критериев, определяющих выбор той или иной деятельности, то есть формирование интересов.
Самосознание личности складывается из трех компонентов: когнитивный, эмоциональный (самооценка), поведенческий (отношение к себе). Наиболее трудным для развития у детей-сирот является эмоциональный компонент: самооценка у них складывается под большим влиянием других людей, она крайне неустойчива и фрагментарна вследствие отсутствия семьи.
Важным процессом социализации ребенка в детском доме - это формирование представлений у него о различных социальных ролях. У воспитанников детских домов нет адекватных и нормативных источников поступления информации о социальных ролях, они получают эту информацию противоречиво и отрывочно (СМИ, сверстники). Это может привести к формированию иллюзорных или вовсе ложных представлений о тех или иных социальных ролях. Особенно сложной является задача по формированию семейных социальных ролей: важно формировать представления об отношениях поддержки, заботы, взаимной ответственности.
Главная трудность в социализации детей-сирот - это ограниченность социальных контактов и коммуникативных ситуаций воспитанников, они воспринимают особенности межличностных отношений в детском доме как эталонные, что является препятствием в усвоении обычных социальных норм.